×
12 января, 14:41
INжир Медиа

Забытое наследие

В конце прошлого года мы уже писали о том, что в министерстве культуры и информационной политики Украины скрывают причины, по которым Ханский дворец и 174 других объекта культурного наследия на оккупированной территории Крыма остаются без статуса памятников национального значения. Ведомство долго игнорировало редакционный информационный запрос, однако на данный момент эта странная история получила свое продолжение.

Почему это важно 

Еще в конце мая 2020 года правительство Украины приняло два постановления, связанные с присвоением статуса памятников национального значения 164 объектам культурного наследия в Крыму и 11 в городе Севастополь. Без такого статуса дворцы, крепости, особняки, античные городища и другие исторические сооружения на оккупированной территории в юридическом плане остаются всего лишь обычными объектами недвижимости. А значит никакой ответственности за их разрушение или “перепланировку” перед Украиной никто не несет, поскольку сама страна не считает эти объекты своим историческим и культурным достоянием. 

Присвоение статуса памятника национального значения автоматически предусматривает возникновение целого перечня охранных ограничений в использовании памятника - его нельзя покрасить в радужные цвета, обвесить гирляндами или рекламными щитами, достроить сверху пару-тройку этажей и так далее. И проводить его “реставрацию” без разрешения украинских органов власти тоже нельзя. При наличии подобных фактов у правоохранительных органов появляются основания для возбуждения уголовного дела. 

Более того, в международных отношениях поднимать вопросы о защите украинского исторического достояния на оккупированных территориях невозможно, не имея на национальном уровне документов, подтверждающих, что тот или иной памятник признан объектом культурного наследия. Поэтому решение украинского правительство о включении 175 объектов в реестр памятников национального значения стало первым шагом в защиту своих интересов на этом поприще. Однако, и этот первый шаг завершить не удавалось более полугода.

Дело в том, что статус и сопутствующие бонусы в виде охранных обязательств у памятников появляется не сам по себе только от того, что их упомянули в решении Кабинета министров, а после включения в специальный реестр, которым ведает министерство культуры. И если, к примеру, в правительстве решили, что замок “Ласточкино гнездо” в Ялте должен стать памятниками национального культурного наследия, то в министерстве культуры заводят специальную папочку с данными про этот памятник и присваивают памятнику уникальный номер. Только после включения названия памятника и его уникального номера в реестр "нерухомих пам'яток України", этот объект фактически получает статус памятника национального значения. 

Пока не клюнули

В случае с крымскими объектами культурного наследия этого долго не происходило  - после упоминания в решении украинского правительства по состоянию на 8 декабря ни один памятник не появился в реестре, а следовательно не обрел признание и статус в правовом поле Украины. Мы попросили министерство культуры прояснить ситуацию по данному вопросу, однако долгое время (гораздо больше, чем отведено на это законодательством) ответа от профильного ведомства не поступало. Так совпало, что сообщение из министерства пришло через несколько дней после огласки этого неприглядного факта и угрозы обратиться в прокуратуру в связи с бездействием чиновников. 

Еще одним совпадением стало то, что последние изменения в реестр "нерухомих пам'яток України" национального значения произошли 24 декабря - на следующий день после огласки факта откровенного бездействия министерства культуры по наполнению данного реестра в части объектов культурного наследия с оккупированной территории. А через три дня после этого ведомство нашло возможность ответить на информационный запрос нашей редакции.

Планы в тумане  

Впрочем, ответ, за подписью государственного секретаря министерства культуры и информационной политики Ярема Дуля оказался мало информативным и абсолютно не по сути заданных вопросов. К примеру, на вопрос о том, какое конкретно должностное лицо отвечает за выполнение решения правительства по внесению крымских памятников в реестр, государственный секретарь цитирует неуместную к данному вопросу статью 14 Закона Украины “Об охране культурного наследия”, в которой не содержится запрашиваемых сведений.

На просьбу пояснить длительную проволочку с исполнением решения Кабмина, чиновник отвечает адресом ссылки на реестр "нерухомих пам'яток України", хотя именно анализ содержания материалов по этой ссылке и стал предметом нашего информационного запроса. И уж точно повторный анализ никак не поможет нам найти причины, по которым в министерстве культуры и информационной политике больше чем полгода не могут закончить работу по внесению памятников с оккупированной территории в реестр.

Относительно дальнейших планов по работе с объектами культурного наследия, в ответе минкульта сообщается только о подготовке проектов приказов про включение крымских и севастопольских памятников в госреестр"нерухомих пам'яток України". Без упоминания количества таких памятников, ориентировочных сроков исполнения и прочей конкретики, которая отличает внятные планы от туманных намерений. 

Надо что-то менять 

Содержание всего ответа, а особенно часть про дальнейшие планы не оставляют иллюзий, что в профильном ведомстве крайне мало дела до вопросов защиты культурного наследия на оккупированной территории. И наша история с оперативным включением крымских объектов в реестр после полугодового бездействия из-за огласки - как нельзя лучше подтверждает это умозаключение. 

В системе украинской власти есть министерство, которое профильно занимается оккупированными территориями. И было бы крайне логично “нагрузить” их в том числе темой защиты объектов культурного наследия на этой земле. Однако, национальное законодательство в этих вопросах остается неизменным уже много лет (https://injir.org/kryimskie-restarvatoryi-kto-unichtojaet-pamyatniki-kryimskogo-poluostrova-i-pochemu-im-za-eto-nichego-ne-budet-30-11-2020/). И хотя эксперты наработали уже не мало актуальных предложений, с помощью которых система может стать эффективнее, украинским политикам пока что к сожалению совсем не до культуры. 

Павел Буранов для медиапроекта INжир