Министерство финансов оккупированного Крыма в начале декабря презентовало результаты своей работы за одиннадцать месяцев уходящего года. Подано все это было с широкой помпой про то, что полуостров перевыполнил планы по наполнению своего бюджета, а вот всякие неприятные моментики, которые могли бы стать показательными, в сообщении постарались завуалировать.
Превышение доходов над расходами составило четыре миллиарда рублей. Такое заявление сделала пресс-службы министерства финансов Крыма, ссылаясь на данные своего руководителя Ирины Кивико. Данные представлены по итогам одиннадцати месяцев работы.
В целом текст сообщения переполнен позитивными смыслами: объем расходов вырос на четверть, сумма вливаний из российской метрополии - на треть, рост собственных сборов - на 19 процентов. Все демонстрирует стабильный рост, положительную динамику и даже можно смело сказать, что превышение доходов над расходами.
Правда, оптимистичные показатели существуют исключительно на словах. А сами крымчане этих позитивных изменений пока явно не замечают. Впрочем, если повнимательнее присмотреться к содержанию отчета минфина, то и среди всех профицитов можно легко рассмотреть и тревожные тенденции, и тот фокус, который провернули с цифрами, чтобы успешно отчитаться про превышение доходов над расходами. И становится ясно, что ничего хорошего этот профицит не сулит.
Все дело в методике подсчета и манипуляциях с подачей информации. Если в двух словах, то перевыполнение доходной части получилось не потому, что так много заработали, а исключительно потому, что так мало смогли потратить. Собственно, в самом официальном сообщении этому тоже есть неприметное подтверждение: “расходы исполнены на 80%”, - отмечает пресс-служба минфина.
Напомним, что речь идет об итогах выполнения бюджета за 11 месяцев. Не надо быть экономистом, чтобы понять - за один месяц до конца года адекватными были бы показатели в 90-92 процента. Однако в данном случае, говоря человеческим языком, крымские власти не успели к концу ноября потратить на социальные выплаты, развитие инфраструктуры, ремонт домов и дорог, реконструкцию парков и набережных, строительство очистных сооружений и спортивных площадок … каждый пятый рубль из тех, которые были на это запланированы.
В цифрах “недоработка” выглядит по разному. Если смотреть на плановые показатели, заявленные минфином перед началом исполнения бюджета, то отставание составляет 25 миллиардов. Однако, если за расчетную брать сумму, которую в правительстве озвучили по итогам ноября, то получается, что за месяц до конца года “подвисли” 50 миллиардов рублей. При таком недовыполнении плана совсем легко добиться того, что доходы превысят расходы, но это вовсе не так замечательно, как представляет российская пропаганда. Потому что на самом деле 50 миллиардов могли гораздо лучше смотреться в виде новой техники для районных больниц, школьных автобусов для сельской местности, социальных программ для людей с ограниченными физическими возможностями и т.д.
За бравурными отчетами об успешных финансовых итогах одинадцати месяцев этого года видятся и другие очевидные передергивания цифр. На первый взгляд стремительный рост доли собственных доходов крымского бюджета при более внимательном рассмотрении оказывается не таким уж и стремительным. Скорее наоборот, цифры указывают на весьма неприятную тенденцию. Речь идет о налоговых и неналоговых сборах, которые удалось “настричь” в крымский бюджет за этот период.
Согласно тексту заявления, общий объем составил 62 миллиарда, при этом отмечается рост этого показателя на 19 процентов. Начнем с того, что на самом деле это только называется ростом, а в сравнении с прошлым годом взлет не впечатляет, потому что в 21 году правительство смогло почти на треть поднять прибавки к поступлениям в бюджет. Нынешний год был по словам министра финансов Ирины Кивико сопряжен с увеличением налогооблагаемой базы по отдельным налогоплательщикам. Увеличение поборов должно было дать заметные результаты поступлений. Но рост оказался значительно ниже прошлогоднего.
Есть еще сомнения о том, насколько эти 19 процентов тесно связаны с высокими темпами инфляции в Крыму. Показатели подорожания на все только по официальной статистике достигали летом четырнадцати процентов, а по оценкам экспертов переваливали за двадцать процентов. Раз есть инфляция, значит растет цена на товары и услуги. Выше цена - больше налогов. Отсюда и рост поступлений в доходную часть бюджета, который на самом деле ничего хорошего не демонстрирует.
Ведь если этот прирост только результат инфляции, значит плательщиков налогов не стало больше. Это показывает, что бизнес не развивается. А если вернуться к туманному “увеличению налогооблагаемой базы”, значит наметился даже спад числа поступлений, удержать который удалось только новыми налогами. Кстати, про серьезное сокращение прибыли курортной сферы говорят уже на уровне первых лиц полуострова.
На самом деле можно предположить, что похвастаться даже таким сомнительным ростом в следующем году у крымских чиновников точно не получится. Даже если допустить, что они так надолго задержаться в своих креслах, инерция экономики мирного времени явно заканчивается. Курортный сезон обещает еще более неутешительный спрос, особенно после того, как целостность моста стала вопросом не теоретических рассуждений, а делом практической реализации.
Мелкий бизнес из-за угрозы мобилизации своих владельцев и сотрудников уже сжался и точно в условиях неопределенности не будет настроен на прорывные планы развития, инвестиций и покорения новых рынков. Напротив, отмечается рост продажи коммерческой недвижимости разочаровавшимися в полуострове бизнесменами.
Вопросы осложнившейся логистики пока только начинают влиять на ценообразование. Особенно в сфере производства продукции. И в некоторых случаях это влияние уже достигает отметок рентабельности. Небольшой толчок в виде роста арендной платы, коммунальных платежей или налоговых коэффициентов может добить не один десяток предприятий. Добавьте к этому влияние санкций, нефтяного эмбарго, отсутствие мощных федеральных дотаций, которые теперь уйдут на войну… В следующем году минфин оккупированного крыма тоже сможет радостно сообщить о превышении доходов над расходами. И это только при условии, что к тому времени деоккупация еще не произойдет.
Руслан Сабуров для INжир media