На прошлой неделе в Варшаве началась международная конференция по человеческому измерению ОБСЕ. В рамках этого масштабного мероприятия родственники крымских татар, которых лишили свободы в оккупированном Крыму, рассказали подробности о репрессиях на полуострове и о преследованиях своих близких.
“Ворвались рано утром… Арест был жесткий, ничего не зачитывали. Все на глазах у двух несовершеннолетних детей”, - начала свой рассказ Эмине Сулейманова, сестра политузника Марлена Мустафаева, которого впоследствии крымские силовики обвинили в террористической деятельности за членство в религиозно-политическом объединении “Хизб ут-Тахрир”. По аналогичным обвинениям на сегодняшний день лишены свободы не менее 117 крымчан.
По словам Эмине Сулеймановой, религиозную литературу, которая бы указывала на принадлежность к “Хизб ут-Тахрир” во время обыска просто подбросили, засунув книги под матрас детской кровати. Его дочь это видела, но ее свидетельство не имело никакого воздействия. Самого Мустафаева после обыска по пути в Управление ФСБ били и приставляли к голове пистолет, требуя, чтобы он взял в руки найденные книги, оставив там свои отпечатки. Его сестра утверждает, что он этого так и не сделал.
Впрочем, в суде проигнорировали отсутствие весомых улик. Мустафаева посчитали причастным к террористической ячейке на основании показаний засекреченного свидетеля и аудиозаписи религиозного собрания. “Голоса его даже не было, общения не было, но якобы был смех”, - подчеркнула Эмине Сулейманова. По ее мнению, преследование стало результатом активной гражданской позицией ее брата, который вырос на примерах активистов крымскотатарского национального движения.
Крымского татарина Рустема Гугурика, который в марте 2022 года вывозил свою семью из оккупированной Новоалексеевки к родственникам в Бахчисарай, задержали на крымском пункте пропуска. Вместе с женой и шестилетним ребенком его продержали 58 часов на пункте пропуска, а затем увезли в Управление ФСБ. Об этом рассказала его родственница Татьяна Лукьяненко. Впоследствии он получил обвинение в том, что оказывал помощь крымскотатарскому батальону имени Номана Челебиджихана.
По словам Лукьяненко, его здоровье и без того было плохим, а на протяжении нахождения под стражей еще больше ухудшилось. При этом после приговора суда, по ее информации, крымского татарина этапировали в Ульяновское СИЗО, но потом снова вернули в Крым и там, в СИЗО-2 он подвергся существенному психологическому и физическому давлению. В прошлом году его окончательно вывезли из Крыма, при этом не позволили с собой взять никаких лекарств.
На данный момент Рустем Гугурик находится в исправительной колонии номер восемь по Республике Бурятия, в 6500 километрах от родного дома. С момента своего прибытия и до сих пор он не получает необходимой медицинской помощи, а несколько недель назад его без объяснения причин отправили в карцер на пятнадцать суток.
В свою очередь Айше Куртамет рассказала, что ее сын Аппаз Куртамет также в 2022 году пропал на пункте пропуска “Чонгар” и несколько месяцев о его судьбе было ничего не известно. Впоследствии, со слов матери политзаключенного, выяснилось, что в его телефоне была обнаружена переписка с бывшим однокурсником по лицею, который попросил занять ему пятьсот гривен, а позже сообщил, что воюет в составе добровольческого батальона “Крым”.
Айше Куртамет утверждает, что ее сыну предложили сотрудничество с ФСБ, а когда он отказался становиться информатором, то в отместку завели на него дело по статье о финансировании незаконного вооруженного формирования. На данный момент Аппаз Куртамет отбывает наказание в тюрьме “Владимирский централ”. “Всем известна в россии и в СНГ эта тюрьма, где находятся убийцы и жестокие насильники…В этой страшной тюрьме он каждый день подвергается ломке духа”, - заявила Айше Куртамет.
Мать политзаключенного призвала помочь в ее
борьбе за освобождение сына и обратила внимание, что отца Аппаза Куртамета тоже
лишили свободы российские силовики. “Я осталась одна в этой борьбе, после того
так как его отца точно также арестовали. Его похищали, отпускали, в следующий
раз арестовали, уже официально и в данный момент его отцу также готовится
обвинение”, - заявила Айше Куртамет.
Ранее “INжир media” рассказывал историю преследования Халила
Куртамета, которого обвинили в том, что он был членом добровольческого
батальона имени Номана Челебиджихана.
Павел Буранов для INжир media