В декабре уходящего года Европейский парламент принял резолюцию про ситуацию с правами человека в Крыму - первую за восемь лет и вторую за всю историю.
Как изменилась ситуация с момента, когда тема полуострова звучала последний раз на повестке дня у европейских депутатов и почему такие резолюции могут иметь важное международное значение - рассказываем в этом материале.
4 февраля 2016 года Европейский парламент большинством голосов поддержал принятие резолюции "Ситуация с правами человека в Крыму, в частности, крымских татар”, в которой осудил милитаризацию полуострова, а также отсутствие доступа в Крым представителям международных институтов и независимым экспертам ОБСЕ, ООН и Совета Европы.
Также парламентарии призывали провести эффективное, непредвзятое и прозрачное расследование всех случаев исчезновений, пыток и нарушений прав человека правоохранительными органами Крыма, начиная с февраля 2014 года. А заодно освободить незаконно арестованных за мирный протест против оккупации политзаключенных.
Из интересного также там было про инициативу по созданию международного переговорного механизма по восстановлению украинского суверенитета над Крымом в формате "Женева плюс", который должен включать непосредственное взаимодействие с ЕС. Речь шла о прообразе “Крымской платформы”, который безуспешно пытались реализовать украинские дипломаты.
Во второй резолюции о ситуации в Крыму, которая была принята недавно, тоже можно увидеть требования по немедленному освобождению политзаключенных и прекращению преследований крымчан. Отличия в гендерном составе – среди перечисленных в документе, почти половина преследуемых – женщины. Правозащитница Ирина Данилович, журналистка Лутфие Зудиева, адвокатка Лиля Гемеджи, пенсионерка Галина Довгопола.
“Перекочевали” из предыдущей резолюции в современную упоминания об исчезновениях и пытках, однако перечень нарушений был существенно расширен.
В частности, в документе отмечается, что крымчане продолжают сталкиваться с серьезными нарушениями прав человека, незаконным призывом в российскую армию, принудительной паспортизацией и русификацией, произвольными задержаниями, часто по сфабрикованным обвинениям в терроризме, насильственными исчезновениями, отсутствием свободы мнений, собраний, объединений и вероисповедания.
Из нового в свежей резолюции – фиксация политики насильственного изменения демографического состава Крыма и стирание крымскотатарской идентичности, наследия и культуры. Помимо этого констатируется приоритета в преследовании крымских татар, этнических украинцев и этнические меньшинств, а также проблемы с отсутствием медицинской помощи десяткам политзаключенных.
Появление резолюции Европарламента не имеет юридической силы, но представляет важный политический и правозащитный документ. Он выражает позицию непосредственно избранного в этом году органа Европейского Союза с призывом продолжать политику непризнания незаконной аннексии Крыма Россией. С политической точки зрения это важный сигнал среди многочисленных заявлений о возможных условиях мирных переговоров.
Также в документе педантично перечислены ключевые процессы нарушения прав человека и их там насчитывается не меньше шестнадцати. Про многие из них раньше говорили только несколько украинских правозащитников, связанных с крымской тематикой, а теперь эти тренды закреплены как позиция европейских депутатов.
Не только тренды, но и актуальные на конец этого года цифры. В частности, зафиксировано наличие более 200 крымских политических заключенных, в том числе 133 крымских татар. Подчеркивается, что 67 политических заключенных имеют серьезные проблемы со здоровьем и им требуется помощь. Также отмечено, что в результате насильственного замещения населения на полуостров завезли до 800 тысяч россиян.
Такие конкретные факты позволяют в будущем использовать резолюцию в качестве серьезного аргумента как на различных переговорных процессах, так и во время судебных разбирательств. Лаконичная фраза из резолюции “это является военным преступлением в соответствии с международным правом” может перевесить десятки отчетов от экспертов гражданского общества.
Но кроме потенциальных масштабных перспектив, данная резолюция имеет и вполне прикладную цель – поспособствовать освобождению крымских политзаключенных. Особенно тех, чье состояние здоровья является очень тяжелым - Ирины Данилович, Тофика Абдулгазиева и Амета Сулейманова. По мнению правозащитников такое внимание к проблеме конкретных людей не позволит российским властям поставить на их жизни крест и станет еще одним шагом для их скорейшего освобождения.
К слову, о крестах - в резолюции также имеется призыв к институтам ООН и Международному комитету Красного Креста “об установлении местонахождения задержанных гражданских лиц из Крыма”. Это еще один хороший задел для активизации работы указанных организаций, которые до последнего времени практически никак не проявили себе в поисках похищенных гражданских пленных, включая крымчан.
Павел Буранов для INжир media