×
04 августа, 20:14
INжир Медиа

Закрывалась на время мировых войн... и сейчас: что происходит с галереей Айвазовского и куда делись его картины

Общий вид на дом Айвазовского во время проведения реконструкции. Фото: INжир Media
Общий вид на дом Айвазовского во время проведения реконструкции. Фото: INжир Media

Одна из главных достопримечательностей Феодосии – картинная галерея художника Ивана Айвазовского внезапно закрылась на капитальную реконструкцию, которая займет несколько лет. Администрация музея обещала поэтапный ремонт, чтобы выставка картин всегда оставалась доступной, но потом все резко поменялось. При этом якобы весь музейный фонд находится на строгом хранении, но часть картин вдруг обнаружилась в Севастополе.

Кто стоит за ремонтом галереи и как обстоят дела с полотнами всемирно известного мариниста, – в специальном материале издания "InЖир Media".

Третье закрытие

Сто сорок лет назад художник пристроил к своему дому специальное здание для того, чтобы выставлять на обозрение свои картины. Галерея спроектирована так, чтобы было не только достаточно места для больших по формату картин маэстро, но еще много света и воздуха. Для этого на кровле большого выставочного зала в 1892 году был спроектирован специальный трехуровневый фонарь. Так создавалось естественное освещение и свет не вредил полотнам.

За все годы существования картинной галереи известно два периода, когда экспозиция полностью закрывалась для посетителей. В годы Первой мировой войны все картины из галереи было решено эвакуировать в Симферополь. Только в 1918 году собрание художника вернулось в родной город и еще долго хранилось в ящиках, а посетителей Феодосийская картинная галерея приняла лишь в 1922 году. Со временем экспозиция увеличивалась, картины демонстрировались уже не только в большом выставочном зале, но и в других помещениях дома художника.

Следующая масштабная эвакуация собрания галереи связана с трагическими событиями Второй мировой войны и оккупацией Феодосии войсками фашистской Германии. В сентябре 1941 года коллекцию картин погрузили на теплоход "Калинин" и вывезли сначала в Новороссийск, а затем в Ереван. Феодосия была освобождена весной 1944 года, а осенью собрание вернулось в родные стены. Здание галереи и дом художника были значительно разрушены, но к весне 1946 года часть помещений были отремонтированы и в них открылась новая экспозиция.

Все последующие годы, до настоящего момента деятельность картинной галереи не прекращалась. Капитальный ремонт Большого выставочного зала, запланированный на 2003 год вначале был перенесен на 2004 год, потом растянулся до 2009, а в итоге был выполнен не в полном объеме из-за недостатка средств. Эти восстановительные работы смогли продлить деятельность Большого выставочного зала лишь на время и с 2007 года экспозиция картинной галереи продолжала работать в доме художника, которая среди местных жителей носит название Вилла Маэстро.

 Вилла маэстро (дом художника) . Общий вид до начала работ. Фото: INжир Media
 Вилла маэстро (дом художника) . Общий вид до начала работ. Фото: INжир Media

С марта этого года картинная галерея в третий раз за свою историю полностью прекратила работу и начала эвакуацию фондов.

Переменчивые планы

Нельзя не отметить, что решение о закрытии главной достопримечательности города оказалось для всех полной неожиданностью. Еще 9 ноября прошлого года директор галереи Татьяна Гайдук заявляла, что предстоящая реконструкция будет проходить в три этапа, займет несколько лет, но прием посетителей прекращаться не будет. На каждом из этапов реконструкции экспозицию будут размещать в свободных помещениях, где не идут работы.

"Во время проведения первого этапа капитального ремонта, который, судя по всему, начнется и закончится в следующем году, наша экспозиция не меняется. Потому что будут ремонтироваться помещения, которые сейчас закрыты в ожидании капремонта. Потом экспозиция несколько изменится, мы переедем в главный выставочный зал, в котором в 1880 году Айвазовский открывал свою картинную галерею", – подчеркнула Гайдук.

Также, по ее словам, на втором этапе реконструкции будут открыты четыре зала, среди них главный выставочный зал. После завершения работ в главном корпусе и строительства нового здания фондохранилища экспозицию разместят в этих помещениях. Третья очередь реконструкции предусматривает проведение капитального ремонта во втором корпусе галереи – в доме сестры Айвазовского.

Всего через четыре месяца спустя все та же Татьяна Гайдукнеожиданно заявила, что по контракту все работы должны быть закончены до конца 2022 года, поэтому галерея срочно закрывается. "С 16 марта главный корпус будет закрыт для посещения и мы начнем перемещение экспозиции. По существующему ныне контракту ремонтно-восстановительные работы в двух корпусах галереи должны быть завершены к концу 2022 года. И подрядчики говорят, что работы в главном корпусе займут примерно год. Затем нам нужно будет снова собрать экспозицию. Это очень хлопотно и сложно. Думаю, мы закрываемся больше, чем на год", - сказала директор галереи.

Плавающие даты

Любопытно, что сведения от директора галереи оказались в противоречии с информационной табличкой, выставленной на следующий день после закрытия галереи Айвазовского на месте будущих строительно-ремонтных работ. Согласно сведениям с этого стенда, администрация Феодосии заключила с ООО ”НТС” контракт на “Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения “Дом, в котором жил художник И.К. Айвазовский”, с окончанием работ до 31 августа 2022 года.

Фото: INжир Media
Фото: INжир Media

Четыре месяца, которые "накинула" подрядчикам на сроки окончания работ директор галереи, оказались не последним "авансом". В начале июля глава городской администрации Сергей Бовтуненко после выговора за проволочку с реконструкцией сообщил, что ремонт будет завершен в 2023 году. Почему должностные лица называют сроки, которые значительно больше установленных государственным контрактом – не известно, но у местных жителей сложилась своя гипотеза.

Согласно этим предположениям, фирма-подрядчик получила контракт в результате лоббирования со стороны высокопоставленных чиновников из Москвы. Ни один из аналогичных проектов по работе на объектах культурного наследия в Крыму впоследствии не был сдан в установленные сроки. Показательной была реконструкция Митридатских лестниц в Керчи, сроки завершения которой переносили четыре раза и затянули на три года. В этой связи местные руководители сразу ориентируются на отставание от сроков на полгода-год. Тем более репутация у выбранного подрядчика уже сложилась соответствующая – в Рязанской области его обвинили в серьезном и безосновательном отставании от сроков реконструкции местного объекта культурного наследия.

Интересный подрядчик

В пользу гипотезы про подрядчика "сверху" говорят несколько фактов. Во-первых, фирма была выбрана исключительно волей "главы Крыма" Сергея Аксенова. Выбор проходил без конкурса, конкурентов и прочих дополнительных процедур, раскрывающих детали контракта, сроки и порядок выполнения работ. Согласно текста распоряжения указана только сумма расходов - 589 миллионов рублей.

Во-вторых, сам подход к срокам и порядку проведения ремонта вызывает определенные вопросы. Зачем администрации города "гнать лошадей" и закрывать сразу все помещения галереи накануне рекордного курортного сезона и лишать себя дополнительных доходов? При том, что на конец прошлого года планы были делать все поэтапно, чтобы посетители продолжали идти и любоваться творчеством всемирно известного мариниста. Бесспорно, так удобнее подрядчику, чтобы удешевить и ускорить выполнение работ. И, по всей вероятности, чиновники охотно приняли его сторону в этом вопросе.

Траншея вдоль фасада большого выставочного зала . Видимо ведутся работы по гидроизоляции стен. Фото: INжир Media
Траншея вдоль фасада большого выставочного зала . Видимо ведутся работы по гидроизоляции стен. Фото: INжир Media

Наконец, в-третьих, происхождение фирмы-подрядчика довольно туманно. Сначала появилось одно общество "НСТ", через шесть лет – другое, с таким же названием. А через пять месяцев после этого они слились в одну фирму. Ни учредитель старого юрлица Павел Груздев, ни новая владелица Надежда Кулик нигде не фигурируют в качестве публичных лиц ни от имени компании "НСТ", ни по каким-то другим темам, связанным с культурным наследием. Однако, это не помешало компании получить по меньшей мере 29 контрактов в сфере реконструкции объектов культурного наследия на общую сумму более полутора миллиардов рублей. Причем география самых ощутимых подрядов – Крым и Москва.

И еще одна любопытная деталь. В публичном пространстве компанию представляет некий Эдуард Нагорский. Российские журналисты так и пишут без указания его должности – представитель компании. При этом сам Нагорский формально к "НСТ" никакого отношения не имеет. Человек с такими данными являлся соучредителем московского ООО "Холдингинвест", которое в этом году было ликвидировано за внесение недостоверных данных в Единый госреестр юридических лиц. 

Что с картинами?

Фонды уже пытались "отжать" сначала под предлогом выставок, когда было вывезено тихим образом 38 полотен, а потом под видом передачи в качестве филиалаТретьяковской галереи в Москве. Видимо, знаменитый маринист предвидел такой поворот, поэтому перед смертью побеспокоился о том, чтобы значительная часть его художественного наследия перешла в собственность Феодосии. О чем он недвусмысленно указал в своем завещании. После долгих общественных дебатов крымские чиновники все-таки оставили независимый статус галереи и контроль за ее фондами, которые насчитывают около 14 тысяч экспонатов.

 В начале этого года на период реконструкции картины снова собирались увезти в неизвестном направлении.  "Сначала было принято решение перевести в другой город со страховкой, а потом, чтобы не рисковать имуществом (решили оставить)", - заявил так называемый глава администрации города Феодосия Сергей Бовтуненко во время общения с  Сергеем Аксеновым. Руководство картинной галереи об этой идее умалчивает и только рапортует, что фонды пока "эвакуировали" в соседний особняк, известный как дом сестры художника Мазировой.

Это здание также подлежит реконструкции после того, как закончат с ремонтом галереи. В каких условиях там хранятся музейные экспонаты не известно. Директор картинной галереи Татьяны Гайдук утверждает, что все сохраняется в строгом соответствии с правилами. “У нас суровый режим в этом помещении. Сюда никто не допускается. Сейчас здесь хранятся все (выделено редакцией) наши фонды. Айвазовский развешан на стенах, поскольку его полотна очень большие по размеру. Остальное расставлено на вертикальных и горизонтальных стеллажах, в соответствии с правилами хранения. Ежедневно мы контролируем температуру и влажность, проверяем состояние живописи и графики", - заявилаТатьяна Гайдук.

Еще стоит отметить, что здание, где размещаются пульты охраны картинной галереи, в данный момент также находится в процессе ремонта. А тем временем, как удалось выяснить корреспонденту InЖир Media, часть картин Айвазовского, вопреки утверждениям про "все фонды", все-таки покинула место хранения и отправилась в Севастополь.

 Афиша выставки картин из собрания галереи в Севастополе. Фото: INжир Media
 Афиша выставки картин из собрания галереи в Севастополе. Фото: INжир Media

Экспозицию "Айвазовский в Севастополе" журналисту удалось найти в выставочном центре Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

И как знать – только ли на эту выставку ушла часть полотен из закрытого для посторонних помещения, да еще и в тот момент, когда пульты охраны были отключены?

Надежда Терек, Павел Буранов – специально для InЖир Media