×
01 апреля, 15:28
INжир Медиа

Весна пришла, а инвестиции - нет. Какая ситуация с инвестиционным климатом на территории Крыма

Год прошел с момента бравурных заявлений главы оккупационной власти Крыма Сергея Аксенова о том, что введение новых санкций в связи с войной повысило рост инвестиций в экономику полуострова и открыло “окно возможностей”.

Самое время заглянуть в анонсированное “окно”, оценить какие из возможностей действительно открылись и насколько соответствуют действительности рассказы про прибавление числа желающих вкладывать капиталы в Крым.

Сломать не удалось

Наиболее показательным моментом стала смена риторики представителей оккупационных властей Крыма. Вместо духоподъемных лозунгов про небывалый рост инвестиций теперь говорят про тяжелый удар и героическую стойкость местной экономики. “По России нанесли значительный удар, которого ранее в истории не было. При этом сломать экономику страны и Крыма не удалось”, - заявил председатель Счётной палаты оккупированного Крыма Анатолий Заиченко.

Что стало причиной беспрецедентного в истории “удара”, чиновник не напоминает. Видимо, предпочитает не оглядываться на прошлое, а с оптимизмом смотреть в будущее: “ряд международных организаций прогнозируют России в 2024 году выход на темпы роста ВВП выше развитых стран". При этом Заиченко конечно же не конкретизировал, что за организации обладают таким неудержимым оптимизмом.

Однако, поиск в открытом доступе показал, что “ряд международных организаций” - это российский премьер-министр Мишустин, российский Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования,а также действительно зарубежный экономист  Жак Сапир, имеющий отношение к Высшей школе социальных наук в Париже. Не исключено, что на сегодняшний оптимизм французского ученого повлияли годы работы в качестве эксперта по финансовой безопасности Центрального банка России, члена рабочей группы российского правительства по реформированию природоресурсного законодательства и постоянные публикации в изданиях российской академии наук.

Размер не согласовали

Что касается конкретных цифр, которые могли бы дать хоть какое-то представление о ситуации с инвестициями в крымскую экономику, то они заметно разнятся. Так Сергей Аксенов в конце года с гордостью резюмировал, что удалось привлечь 123 миллиарда инвестиций. Вице-премьер и министр финансов Ирина Кивико утверждает, что размер инвестиций составил 214 миллиардов. А глава российского правительства в своем отчете Государственной думе и вовсе “округлил” это все до 300 миллиардов, утверждая, что все эти средства поступили от частных инвесторов.

Уже тот факт, что разброс цифр является настолько большим, можно предположить, что никаких существенных инвестиций за год войны сделано не было. Кивико в подтверждение цифр в своем интервью перечисляет несколько инвестпроектов - новостройки в Приморском и Бахчисарае, агро-экологический комплекс в районе косы Беляус, а также курортный комплекс “Золотые пески” в Евпатории. Однако, как оказалось по факту - все это исключительно планы и намерения, а не реальные капиталовложения.

Так, строительство в Приморском на конец октября имело вид инвестиционного предложения, проект многофункционального загородного жилищно-рекреационного комплекса у мыса Скифский в Бахчисарайском районе упоминается только в контексте меморандума о намерениях, агро-экологический комплекс в районе косы Беляус на конец года так и остался в виде “веселых картинок”... И только инвесторы “Золотых песков” утверждают, что приступили к реализации вложений, но почему-то не приводят никакой конкретики.

Кто пришел?

Год назад "глава" Крыма был полон необъяснимой уверенности, что“крупные сетевые компании появятся, которые по тем или иным причинам, зачастую, наверное, объективным, где-то необъективным, но тем не менее не принимали решения работать в российском Крыму”. Прямой призыв к этому прозвучал и от главы российского государства: “В том числе сейчас есть все условия для того, чтобы крупные российские бизнес-структуры, которые, прямо скажем, раньше опасались каких-то санкционных мер, — теперь им нечего бояться, теперь они могут спокойно приходить, включая, кстати, и банки, на полуостров и активно работать в регионе, разворачивать там свою деятельность, открывая и осваивая новые ниши рынка”.

Но желающих повторить судьбу банка “Россия” оказалось не так уж и много. Напомним, что после оккупации Крыма эта банковская сеть стала чуть ли не единственной с материковой части страны-агрессора. Закономерно, что банк попал под санкции и уже шесть лет заканчивает год с большими убытками - в этом году они составили 174 миллиарда рублей. Спустя девять лет после начала оккупации удалось заставить зайти на полуостров “Сбербанк”. Ну не то чтобы зайти, а так, на полшага.  Несмотря на заявленное 18 января намерение работать в Крыму, спустя три месяца “Сбер” так и не открыл ни одного банковского отделения или офиса.

Однако, сам по себе этот символический, ничего не значащий для реальной экономики шаг, стал поводом для очередного оптимизма местных властей и Сергей Аксенов сразу же поспешил повториться про “окно возможностей”. А на фоне очередной бравады вынужден был констатировать: “У нас есть проблемы с точки зрения логистики и доставки грузов. С учетом того, что сейчас нет авиасообщения, они просто аккуратно смотрят на некоторые логистические вопросы. Отдельных переговоров с какими-то сетями не веду, но рынок открыт…”. Только очень сомнительно, что в ближайшее время это покажется привлекательным сколько-нибудь серьезному бизнесу.

Константин Акуленко дляINжир media