
В оккупированном Россией Крыму стала известна судьба караимки Сахи Мангуби, пропавшей еще в ноябре 2024 года после похищения неизвестными в камуфляжной форме. После месяцев полной неопределенности оккупационные власти фактически подтвердили ее незаконное содержание: так называемый «Киевский районный суд» Симферополя арестовал женщину по сфабрикованному обвинению в «государственной измене».
Об этом сообщили правозащитники инициативы IRADE правозащитному проекту «Трибунал. Крымский эпизод».
Саха Мангуби – мать двоих детей и представительница коренного народа Крыма – караимов. По словам ее родных, в ноябре 2024 года женщину насильно вывезли неизвестные в военной форме. Оккупационная «полиция» отказалась открывать уголовное дело по факту похищения, посоветовав обращаться в ФСБ. В то же время сотрудники ФСБ отрицали какую-либо причастность к исчезновению женщины — типичный сценарий для практики насильственных исчезновений в Крыму.
Только теперь стало известно, что Саху Мангуби удерживали в полной изоляции, а впоследствии формально «легализовали» ее исчезновение через суд, избрав меру пресечения в виде содержания под стражей по политически мотивированной статье.
"Теперь взялись и за караимов. Впервые в оккупированном Крыму официально арестована караимская политзаключенная. Речь идет о Сахе Мангубе, похищенной еще в ноябре позапрошлого года. На свободе у нее остались двое детей", — отмечают в "Трибунале. Крымский эпизод".
Правозащитники отмечают, что дело Сахи Мангуби не редко. По их данным, по меньшей мере, 20 жителей Крыма после насильственных исчезновений до сих пор содержатся инкоммуникадо — без доступа к адвокатам, родственникам и независимой информации об их состоянии.
"Организаторы, исполнители и пособники этих преступлений будут неизбежно нести ответственность в рамках международного правосудия. Все собранные доказательства станут частью материалов Международного трибунала", - подчеркнули в правозащитной инициативе.
Репрессии против Сахи Мангуби свидетельствуют о дальнейшем расширении карательной политики оккупационных властей в Крыму, направленной против коренных народов и любых проявлений нелояльности. Оккупированный полуостров все больше превращается в простор страха, где похищения, пытки и приговоры стали инструментом системного контроля.