В Крыму полгода назад объявили о большой программе поддержки для подсобных хозяйств для того, чтобы жители сельских регионов были больше вовлечены в производство сельскохозяйственной продукции. Проанализируем, кому и сколько пообещали крымские чиновники, а главное, насколько такая материальная поддержка оказалась приемлемой для рядовых жителей крымских сел.
Сорок миллионов рублей было заложено в бюджете полуострова на меру поддержки по вовлечению частных домовладений в оборот производства сельскохозяйственной продукции. Об этом заявил в конце апреля глава оккупированного Крыма Сергей Аксенов. По его расчетам этих денег должно хватить на поддержку около 1000-1200 хозяйств в этом году.
"Это касается вопросов, связанных с выращиванием и производством мяса и молока и производством овощной продукции. Нужно дать возможность сельским жителям зарабатывать на своих приусадебных участках, огородах и дать возможность сбывать эту продукцию. Главное – помочь сельским жителям получить дополнительные источники дохода", — сказал Аксенов.
Также он уточнил, что если темпы участия в программе будут высокими, то в следующем году Правительство сделает все возможное для ее расширения и вовлечения большего количества крымчан. По мнению Аксенова, данная программа поможет наладить прямую реализацию продуктов без посредников и наценки.
Были озвучены и конкретные цифры поддержки, на которую могут рассчитывать селяне. По информации Временно исполняющей обязанности министра сельского хозяйства Крыма Алиме Зарединовой, для владельцев крупного рогатого скота возмещение затрат на обустройство одного места для содержания составит 75 тысяч рублей, а на приобретение товарного или племенного поголовья будет выделено по 60 тысяч рублей за голову.
Для населения, содержащего мелкий рогатый скот, субсидия на приобретение товарного или племенного поголовья составит 6 тысяч рублей за голову. Компенсация за содержание птицы составит 100 рублей за голову индеек и гусей и 50 рублей за голову уток, цыплят и бройлеров. Но тут условием является наличие не менее пяти десятков птиц в одном хозяйстве.
Отдельно предусмотрена субсидия для производителей молока. Крымское "правительство" готово доплачивать по 5 рублей за литр продукции, реализованной на перерабатывающие предприятия. Также предусмотрено возмещение затрат на строительство пленочных теплиц – 90 тысяч рублей за теплицу площадью до 100 квадратных метров.
Однако, несмотря на казалось бы солидные субсидии, жители крымских сел к инициативе отнеслись без восторга. Громкие слова про возможность больше зарабатывать и выделение больших средств в виде субсидий на практике оказались мало интересны из-за огромного количества бюрократических преград, преодоление которых может обойтись дороже, чем вся сумма поддержки.
Взять к примеру крупный рогатый скот. Максимальные размеры подсобного хозяйства составляют полгектара. При этом если голов крупного рогатого скота больше пяти, то коровник должен стоять на расстоянии по 20 метров от всех границ участка. А это значит, что он должен стоять в узкой полосе где-то строго посредине надела. И при этом не наползать на санитарные границы жилого дома. Такие условия точно есть далеко не во всех хозяйствах.
Но допустим, крестьянин решил завести только две коровы и тогда с площадью проблем не возникает. Но возникает сложность с другими нормативами. Например, весь забор вокруг хозяйства должен быть не ниже 180 сантиметров. Всем, у кого ниже, субсидию не дадут. А поставить такой забор по периметру в полгектара - раз в десять дороже обойдется, чем сумма помощи. Но не только в заборе дело. Рядом с коровником должна быть площадка для биотермического обеззараживания. Тоже со своими расстояниями и нормативами. Без нее субсидию не дадут. И если в самом помещении нет искусственной и естественной вентиляции - тоже не дадут. И подобных требований там масса.
Но даже если так фантастически совпало, что все условия и расстояния соблюдены просто идеально в соответствии с многочисленными ГОСТами, то и тогда вот так просто рассчитывать на субсидию не стоит. Еще необходимо оформить пакет документов, включая выписку из земельного кадастра, реестра объектов недвижимости и массы других бумаг. Сколько финансовых затрат потянет получение этих бумаг, сказать сложно. Но зато точно можно прогнозировать, что времени на их сбор уйдет непозволительно много, а результат никто не гарантирует. Истории о том, что какой-то документ не выдают, потому что “в соответствии с законодательством” - явление в сфере местных административных услуг просто повальное.
Если посмотреть на другие формы поддержки, то и там увидим точно такую же проблему. Приобретение племенного поголовья тоже упирается в соблюдение условий их содержания, умноженных на расходы по ветеринарному сопровождению в период карантина, который составляет три недели. И выходит, что эта субсидия в лучшем случае едва покрывает затраты на услуги ветеринара, а вот всю мороку вокруг ее оформления точно не покрывает.
С молоком ситуация еще показательней. Чтобы сдавать его местному молокозаводу нужно пройти столько кругов согласовательного ада, что никаких денег не захочется. Начать с того, что для продажи молока от коров местному производителю, надо пройти некую сертификацию. Она предусматривает наличие специально оборудованных дополнительных помещений для помывки вымени и дойки, помещения временного хранения молока до момента его передачи молокозаводу, помещения для мойки тары и оборудования. Плюс регулярные ветеринарные анализы. Плюс настолько низкая закупочная себестоимость, что пять рублей прибавки ничего не меняют.
И так во всем. На словах - десятки миллионов для поддержки крымских сельхозпроизводителей и роста оборота местной продукции. А на деле - настолько невероятный объем неподъемных требований с полным отсутствием гарантий быстрого и результативного оформления, что крымские селяне только горько усмехаются: “лучше б уж ничего вообще не предлагали, чем абы что”.
Руслан Сабуров для INжир media