×
04 октября, 08:50
INжир Медиа

"В глаза не смотреть!". Массовые задержания в Крыму - как это было

Массовое задержание. Фото: Эльмаз Акимова, INжир media
Массовое задержание. Фото: Эльмаз Акимова, INжир media

Прошел месяц с момента массовых задержаний крымских татар, которые собрались под зданием ФСБ, чтобы узнать о судьбе похищенных силовиками соотечественников. Кто спровоцировал стихийное собрание, чего испугались фсбэшники и за счёт кого ОМОН выполнил план по задержаниям - читайте в реконструкции событий от проекта "INжир-media".

Игра "в молчанку"

В ночь с 3 на 4 сентября после обысков были вывезены в неизвестном направлении четыре крымских татарина, связи с которыми после этого не было. Тревогу за их судьбу усугубило последующее задержание первого заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джелялова, которого также увезли в неизвестном направлении в микроавтобусе без номеров. Причем проследить за тем, куда повезли Джелялова не удалось - дорогу сразу заблокировал ещё один автомобиль силовиков.

Адвокаты задержанных несколько раз обращались к дежурному главного управления ФСБ, но каждый раз получали ответ, что этих людей в здание ведомства не доставляли. Не удавалось их найти ни в Следственном комитете, ни в Центре противодействия экстремизму, ни в отделах полиции. Учитывая уже устойчивую репутацию местного ФСБ, как структуры, склонной к применению пыток, родственники и защитники забили тревогу. Под зданием ФСБ стали собираться неравнодушные люди, чтобы оказать им моральную и психологическую поддержку.

Если бы сотрудники спецслужбы сразу допустили к задержанным адвокатов, то и стихийного собрания людей под ФСБ бы скорее всего не произошло. Аресты и задержания, как ни парадоксально, уже стали для крымских татар делом почти привычным и с проявлениями солидарности к новым жертвам репрессий они чаще всего приходят под здание суда, когда там избирается мера пресечения. Но тут "формат" был нарушен. Все понимали, что отказ пустить адвокатов - верный признак "выбивания" показаний под пытками. Подавляющее большинство людей, которые впоследствии были задержаны под зданием ФСБ, поясняли корреспонденту "Инжира", что приехали потому, что были встревожены пропажей соотечественников и тем, что их на протяжении целого дня нигде не могут найти.

Таким образом, чекисты сами спровоцировали людей собираться под зданием ФСБ, потому что именно их сотрудники забирали задержанных, а потом вдруг в этом ведомстве наотрез отказались признавать, что исчезнувшие люди находятся у них.

Испугались штурма

Массовые задержания в Крыму за последние годы - явление не регулярное. Почти беспрецедентное. Несколько лет назад практиковались рейды по рынкам, в ходе которых ОМОН "паковал" лиц, которые имели неосторожность ходить без паспорта, чтобы выявить нелегальных мигрантов. Ну и с большой натяжкой к подобного рода акциям можно отнести несколько задержаний сторонников Навального, которые выходили на несанкционированные пикеты. А чтобы вот так - одним разом "свинтить" полсотни людей, такого точно ещё не было.

И для подобных действий точно должны были иметься веские причины. Какими мотивами руководствовались те, кто отдавал этот приказ, можно только догадывался. Одна из основных догадок связана с показаниями "свидетелей", которые как под копирку в дальнейшем лягли в основу судебных постановлений в отношении задержанных под зданием ФСБ людей. Согласно этим показаниям, полученным от продавщиц магазина, расположенного напротив здания ФСБ, собравшиеся люди, похожие на крымских татар, "вели себя агрессивно и некоторые пытались проникнуть в здание ФСБ".

Массовое задержание. Фото: Эльмаз Акимова, INжир media
Массовое задержание. Фото: Эльмаз Акимова, INжир media

Последняя фраза является ключевой. В какой-то момент число прибывающих на улицу Франко людей показалось руководителям спецслужбы угрожающим и достаточным для развития негативного сценария. И не важно, что на самом деле люди себя вели спокойно, даже не пытаясь подойти к зданию. Сам факт их численного скопления под зданием требовал от силовиков немедленного превентивного реагирования. Потому что случись попытка штурма, независимо от его результатов, это чрезвычайный залёт и почти гарантированные оргвыводы для всего регионального руководства ФСБ.

К слову, болезненно реагируют на скопление людей под своим зданием фсбэшники далеко не в первый раз. Ещё в 2015 году во время допроса журналистки Натальи Кокориной, полиция переписывала данные у полутора десятка собравшихся журналистов и активистов, настоятельно рекомендуя им разойтись. В 2017 полицейские задержали около двадцати человек, которые пришли под здание ФСБ, возмущенные похищением и пытками Рината Параламова. В число задержанных тогда попали адвокат Эмиль Курбединов и журналист Тарас Ибрагимов.

Тем не менее последнее "винтилово" от перечисленных случаев существенно отличается, поскольку число задержанных стало больше, действия силовиков - жёстче, а кроме того, по итогам этих задержаний остались правовые последствия - визиты участковых "для взятия пояснений", хождения полицейских по месту жительства или работы с непонятными повестками, ну и конечно административные протоколы, составленные на всех без исключения, кого задержали в тот день силовики.

В глаза не смотреть!

О том, как судьи в дальнейшем рассматривали составленные полицейскими протоколы, мы обязательно расскажем в одной из следующих публикациий. А пока вернёмся к моменту массовых задержаний. Судя по итогам опроса нескольких десятков человек, принимавших участие в событиях, развивались они следующим образом.

В районе 16:30-17:00 силовики подогнали большой автобус, снятый с городского маршрута. С его помощью они заблокировали одну из полос бульвара Франко. Вторую заблокировал автомобиль сотрудников Росгвардии, которые были с нашивками ОМОН. Таким образом собравшиеся под зданием ФСБ люди оказались с трёх сторон ограничены в передвижении - с двух сторон зданиями бульвара, а с третьей - машинами силовиков. Затем с четвертой стороны выход был перекрыт шеренгой ОМОН и полиции. Эта шеренга стала понемногу продвигаться, сжимая пространство и тесня людей к автобусу.

Попутно туда уже стали отводить отдельно выхваченных людей. Вели, в основном, крепко держа за руки с обеих сторон. Возле автобуса обыскивали, некоторых при этом били по ногам, чтобы раздвигали их шире. Жестили не взирая на возраст, а также применяли силу к женщинам. Мать похищенного активиста Ахтемова при посадке в автобус схватилась руками за стенки у входа, что омоновцем было расценено как попытка сопротивления. Он с силой толкнул ее в спину, заталкивая в автобус. Женщина упала, от толчка у нее сместились позвонки и все время задержания она мучалась от боли.

Одного из гражданских журналистов, Ролана Османова, в момент этого осмотра, после ударов по ногам омоновец схватил за шею и попытался приложить головой об автобус. И наверное, в итоге бы добился своего, но люди начали кричать и он его отступил.

Буквально через десять минут автобус был наполнен очень тесно. Это, кстати, в дальнейшем поставило под сомнение формальную причину массовых задержаний заботой власти о нераспространении коронавирусной инфекции. Когда места почти не осталось, в автобус зашло несколько силовиков, которые грубо стали требовать всем опустить головы вниз и не смотреть им в глаза. "Вряд ли им было стыдно и поэтому они не хотели, чтоб мы смотрели им в глаза. Скорее всего так положено, чтобы мы не могли их запомнить и по глазам потом узнать среди нормальных людей", - высказал свое предположение один из опрошенных нами задержанных.

Когда их требование не было выполнено, один из омоновцев с размаху ударил кулаком в область почек стоявшему поблизости задержанному. Удар был настолько сильным, что человек упал на пол и долго не мог подняться. Возможно, стражи порядка продолжили бы избиения, поскольку были взвинчены и агрессивны, но возмущаться стали пожилые люди, которых в автобусе было подавляющее большинство. "Месить" пенсионеров правоохранители не рискнули.

Недобрали

На бульваре Франко после этого остались несколько женщин, адвокаты и пять пожилых активистов, которые на момент массовых задержаний сидели в припаркованном неподалеку микроавтобусе. Когда они увидели, что автобус возвращается и омоновцы начинают кучковаться возле их машины, то поняли - план по массовым задержаниям ещё недовыполнен. "Один из полицейских открыл двери и нас попросили пересесть из нашего автобуса в их", - вспоминает один из активистов этот эпизод.

Кроме них полицейским удалось набрать ещё человек пять, после чего автобус проехал метров триста-четыреста и остановился на улице Менделеева. Там силовики стали задерживать людей, имеющих внешнее сходство с крымскими татарами. Так набрали ещё около десяти человек и затем автобус поехал к отделу полиции. Возле въезда в райотдел их появление снимал один из гражданских журналистов. Автобус сделал остановку и несколько омоновцев, выпрыгнув из него, сначала нанесли ему несколько ударов по телу, а потом загрузили к остальным задержанным. Таким образом план силовиков был выполнен и даже немного перевыполнен. На момент подготовки материала документально удалось установить, что по итогам массовых задержаний составлены административные протоколы в отношении 53 крымчан.

Павел Буранов для проекта InЖир media