×
01 июня, 15:10
INжир Медиа

Тишина или срок. Как в Крыму берут в “информационные” заложники

На фото: Абдурешит Джеппаров
На фото: Абдурешит Джеппаров

Несколько дней назад крымскому правозащитнику Абдурешиту Джеппарову вручили две повестки в суд по статьям о дискредитации российской армии и о злоупотреблении свободой информации в Интернете. Что примечательно, обе за публикации на фейсбук-странице Qirim Gayesi, к работе которой он, со слов авторов канала, не имеет никакого отношения.

Об особенностях новой тактики оккупантов по захвату “информационных” заложников рассказываем в этом материале.

Волна преследований

Обыск в доме ветерана национального движения и крымскотатарского правозащитника Абдурешита Джеппарова прошел 25 апреля. Его увезли в неизвестном направлении, а затем стало известно, что Белогорский районный суд арестовал активиста на 12 суток за то, что тот во время обыска не отдавал свой ноутбук, который подлежал изъятию. Сам Джеппаров свою вину не признал и пояснил, что в его ситуации, когда в доме находилось столько вооруженных людей, было бессмысленно оказывать какое-то сопротивление полицейским.

Этим событиям предшествовала долгая предыстория преследований правозащитника, которая началась практически с первых месяцев оккупации Крыма. В сентябре 2014 неизвестные люди в камуфляже похитили его сына и племянника и с тех пор об их судьбе ничего неизвестно. Самого правозащитника впоследствии неоднократно задерживали российские пограничники на административном кордоне оккупированной территории, а после начала полномасштабного вторжения он стал одним из первых крымскотатарских активистов, подвергшихся аресту.

В марте 2022 года обыск в его доме закончился стычкой “Росгвардии” с местными жителями, которые не хотели пропускать автобус с задержанным Джеппаровым. Этот инцидент закончился стрельбой в воздух и задержанием еще двух родственников правозащитника, один из которых в дальнейшем за это получил административный арест, а второй условный срок за нападение на сотрудников полиции. Арестован был по итогам этих событий и сам Абдурешит Джеппаров - на его странице борцы с экстремизмом нашли видеоролик исторически-познавательного характера на котором в кадрах кинохроники мелькала свастика. За “демонстрирование” нацистской символики он получил 15 суток ареста.

Вел страницу в камере?

Повторный обыск и арест через год и месяц оказались не последними в цепи преследований крымскотатарского общественного деятеля. Как выяснилось впоследствии, в этот период сотрудником "Центра по противодействию экстремизму"Русланом Шамбазовым было составлено два протокола об административных правонарушениях, подписывать которые Джеппаров якобы отказался. Примечательно, что понятые, которые это засвидетельствовали, оказались “профессиональными” - то есть регулярно принимают участие в фальсификации документов силовиков.

Согласно данным из этих протоколов, Абдурешиту Джеппарову вменяется администрирование фейсбук-страницы “Qirim Gayesi”, на которой по мнению "борцов с экстремизмом", содержится контент “деструктивного характера” (на самом деле - сообщения о нарушениях прав человека в Крыму). В пояснениях также отмечается, что сам правозащитник якобы не отрицал свою причастность к этой странице. К такому выводу авторы документа пришли на основании диалога во время обыска, когда они нашли бейдж с надписью “Qirim Gayesi”  и спросили у Джеппарова: “А страница на фейсбуке с таким названием тоже ваша?”. На что тот им якобы ответил, что страница тоже его.

Версия из протокола при детальном рассмотрении не выдерживает критики, потому что на данной странице имеется публикация с осуждением первого ареста Джеппарова, новость о втором обыске в его доме и несколько публикаций в период, когда он отбывал административное наказание. Представить себе, что активист постил новость про обыск в своем доме, а потом разнообразные материалы, находясь в камере для отбывания наказания могут только сотрудники Центра по противодействию экстремизму.

Взяли в заложники

На это указал и неизвестный автор самой страницы, где после обнародования новости про два новых протокола появилось такое сообщение: “С удивлением узнали, что крымского правозащитника Абдурешита Джеппарова будут судить за администрирование нашей группы “QirimGayesi”. Официально заявляем, что он к подготовке и размещению материалов на данной странице никакого отношения не имеет. Крымские силовики пошли путем логики, согласно которой раз Джеппаров стоял у истоков общественного объединения, значит он отвечает и за схожую по названию информационную площадку. В том, что они ошибаются можно убедиться проверив даты обновления страницы в социальной сети Facebook. В периоды, когда Абдурешит Джеппаров находился под административным арестом на странице выходили новости, как о его преследовании, так и связанные с другими нарушениями прав человека на территории Крыма”.

Там же обозначена и ключевая дилемма, которую поставили силовики перед авторами смелого контента о происходящих на оккупированном полуострове нарушениях. “ы поставлены перед выбором - замолчать обо всех многочисленных нарушениях прав человека и военных преступлениях или пожертвовать свободой уважаемого в обществе человека и вдохновителя этой инициативы, который сегодня оказался фактически заложником российских силовиков”.

Дело в том, что одно из двух предъявленных Джеппарову обвинений касается дискредитации российской армии на странице “QirimGayesi”. Если суд признает его виновным (а в этом никаких сомнений нет), то любая следующая публикация на этой странице, которая силовикам покажется достаточно “дискредитирующей”, грозит правозащитнику уже уголовным преследованием. Вот и получается, что российские силовики его фактически взяли в заложники, требуя от информационного канала прекратить объективно освещать происходящее на полуострове. Можно смело сказать, что это новое слово российских репрессий на оккупированной территории.

Кемал Алиев для INжир media