×
05 июня, 19:44
INжир Медиа

Сушите весла! Хватит ли Крыму воды на лето?

Чуда не произошло - скудные осадки в мае и начале июня явно не дали ожидаемых объемов наполнения крымских водохранилищ. Впереди по меньшей мере три, а то и все пять месяцев, в которые рассчитывать на "сезон дождей" маловероятно.

На сколько дней хватит воды, что сегодня делают оккупационные власти для решения проблем и какие последствия могут наступить в результате этой засухи - в специальном репортаже проекта "Инжир".

"Воды на 50 дней"

О критическом положении дел с водой стало известно после обнародования на прошлой неделе данных Госкомитета водного хозяйства о наполнении водохранилищ на конец мая. Лишь незначительная часть водохранилищ оказалась наполнена наполовину. Да и то – далеко не самые вместительные. Подавляющее большинство водоемов оказались к началу засушливого периода заполнены в среднем на треть, а некоторые и вовсе практически полностью пустыми.

Судя по цифрам, наиболее серьезные проблемы летом и до середины осени ждут столицу и восточные регионы полуострова. Отчасти, с этим соглашаются и местные власти. Гендиректор «Воды Крыма» Владимир Баженов на днях заявил, что наиболее уязвимым для вододефицита остается Симферополь и Симферопольский район 

И это еще мягко сказано. В день Симферополь потребляет около 150 тысяч кубов воды. Водоснабжение Симферополя завязано на четыре водохранилища - Партизанское, Аянское, Межгорное и Симферопольское. Межгорное, по сути, пустое и его можно смело исключать из расчетов.

Что касается Симферопольского, исходя из тех данных, которые есть в открытых источниках, суммарный объем водохранилища составляет 34 миллиона кубов. Заполняемость на конец мая, если перевести из процентов в кубы - около 8 миллионов кубов. Из них пять - это так называемый мертвый остаток. Уровень воды для сохранения биобаланса в водоеме. Этот остаток использованию не подлежит.

Остается 3 миллиона - это запас на двадцать дней. Причем при самых оптимистичных прогнозах, если до конца верить цифрам Госкомводхоза и предположить, что за неделю с момента обнародования этих цифр ситуация не изменялась в худшую сторону. Примерно та же история с Партизанским водохранилищем, которое и по объему и по наполнению почти полностью совпадает с показателями Симферопольского.

Остается еще Аянское, заполненное больше чем на половину. Но его объем меньше четырех миллионов кубов. А значит, с учетом мертвого остатка - в распоряжении максимум полтора миллиона. В итоге - общий запас всех трех водоемов составляет примерно пятьдесят дней. И это при условии среднесуточной нормы расходования без полива дачных участков и других летних затрат. Пятьдесят дней! В то время как засушливый период зачастую в Крыму длится до начала ноября.

"С опозданием на год"

Заказов на молебны о дожде, как это было в феврале, со стороны крымских чиновников пока не звучало. Но некоторые меры для предотвращения водного коллапса в Крыму начали предпринимать. Во-первых, пообещали уже с июля поднять тарифы на водоотведение. Во-вторых, намерены закупить оборудование, которое будет искать утечки на всех уровнях системы водоснабжения, включая незаконные врезки в магистральные трубы (http://www.c-inform.info/interviews/id/344).

Правда, с данным решением опоздали по меньшей мере на год. Пока чудо-машину купят, пока получат и освоят управление - пройдет не меньше полугода в самом быстром темпе. Еще полгода придется нещадно эксплуатировать агрегат в три смены, чтобы за такое короткое время добиться результатов, способных заметно повлиять на сокращение объемов водопотерь.

"Земля нам поможет"

Та же история с ремонтами системы водоснабжения полуострова. До оккупации местные власти могли себе позволить закрывать глаза на тот факт, что половина воды теряется по пути к потребителю. С момента перекрытия северо-крымского канала такие потери стали непозволительной роскошью, но силы были брошены на более имиджевые проекты - крымский мост, "Тавриду" и аэропорт.

В результате на сегодняшний день ситуация с уровнем водопотерь не изменилась и даже авральные темпы едва ли помогут решить проблему. Тем более, что на сегодняшний день никаких авральных темпов пока никто и не обещает – Баженов в своем интервью ставит сроки в пределах ближайшей пятилетки.

Беспечность крымских властей по этому поводу объясняется очень просто - дефицит воды решили снизить за счет активной эксплуатации тех самых водозаборов, которые начали выкачивать еще в 2014 году после перекрытия канала. Как рассказал Баженов, до конца июня будут проведены работы, после которых до Симферополя дотянут трубы от Виленского и Ивановского водозаборов.

Эти действия позволят на треть закрыть потребности столицы в пресной воде. Такой подход позволит как минимум выиграть время для поиска и реализации других решений, но может очень губительно сказаться на экологии крымского полуострова.

"Без конца не получится"

Местные экологи признают, что выкачка артезианской воды внезапно может привезти к заполнению водозаборов соленой морской водой, а также к засолению почвы. Причем в результате это не снимет, а только усугубит существующую проблему вододефицита.

 «Подземные воды Крыма - исчерпаемый ресурс. Судя по той интенсивности, с которой они сейчас используются, и по планам, которые закладывают в это развитие наше правительство, у меня есть большое опасение, что скоро мы станем перед проблемой истощения пресноводных подземных ресурсов. На их смену придет соленая морская вода, поскольку Крым имеет такое специфическое положение. Поэтому выкачивание пресных артезианских вод нужно проводить с большой осторожностью. Думаю, этот метод не спасет Крым от водного дефицита», - считает местный климатолог Владимир Рябов 

Ученные предлагают разные варианты решения проблемы – прокладывать стоки от всех рек и ручейков к водохранилищам, тянуть трубы с Тамани по Крымскому мосту или строить опреснительный завод, который будет обеспечиваться электроэнергией с плавучей АЭС. Каждый из вариантов долгосрочный, дорогой и имеет массу других недостатков. А главное, не снимает вопроса о том, что делать этим летом, после того, как вода из водохранилищ совсем закончится. И пока что никакого очевидного ответа на этот вопрос жители полуострова не получили.

Павел Буранов для проекта INжир