×
21 октября, 13:15
INжир Медиа

Сплошной “хэллоуин”. Силовики в Крыму активизировали прессинг на верующих из “нескрепных” конфессий

За последние два месяца на оккупированном полуострове отмечается явное обострение религиозных преследований. Всех, кто верит “не так, как надо” и раньше планомерно репрессировали, однако за последние недели подобные события стали происходить гораздо чаще.

Кто чаще всего сталкивается с “бесогонами” и с чем может быть связано осеннее “обострение” религиозных преследований, - читайте в этом материале. 

“Свидетели Иеговы”

В отношении представителей этого вероучения на полуострове сформировался свой определенный темп - в среднем против очередной группы верующих возбуждали по одному уголовному делу раз в полгода. А тут волна обысков среди керченских адептов этой религии прокатилась всего через полтора месяца после жестких задержаний в Раздольненском районе. Тогда под угрозами пыток и расправы с близкими, крымские силовики добивались паролей по пяти адресам верующих, в Керчи - уже не меньше, чем по десяти.

В обоих случаях уголовное дело возбуждено против одного участника религиозного объединения. Но в общинах Раздольненского района и Керчи “Свидетели Иеговы” не чувствуют себя в безопасности. Пару лет назад в Симферопольском районе тоже начиналось все с одного задержания, а потом дело разрослось до восьми фигурантов и следователям даже пришлось делить его на два отдельных производства.

Также в эти два месяца “Верховный суд Крыма” закрепил за собой репутацию безжалостной инстанции по отношению к представителям данного вероучения. Для двух осужденных к условным срокам представителям Красногвардейского объединения “Свидетелей Иеговы” апелляционный суд ужесточил наказание, заменив условые сроки на реальные шесть лет заключения. Ошеломленных верующих взяли под стражу прямо в зале суда.

Зачистка украинской церкви

Маленький деревянный храм в Евпатории, который располагался между двумя девятиэтажками на одной из окраин города, оккупационный суд постановил снести еще в 2019 году. Пропагандисты тогда активно разгоняли фейк, что якобы религиозная община отказалась “жить по российским законам”, хотя на самом деле оккупационная администрация без объяснения причин расторгла договор аренды. Пять лет после этого в церкви продолжали богослужения и на лето этого года она оставалась единственной постоянно действующей в Крыму.

Оккупанты сносят деревянный Крестовоздвиженский храм ПЦУ в Евпатории, 29.08.2024. Фото: Митрополит Симферопольский и Крымский ПЦУ Климент
Оккупанты сносят деревянный Крестовоздвиженский храм ПЦУ в Евпатории, 29.08.2024. Фото: Митрополит Симферопольский и Крымский ПЦУ Климент

30 августа оккупанты ее демонтировали самостоятельно и теперь разыскивают членов прихода, чтобы обязать тех оплатить расходы по сносу их религиозного объекта. А месяц спустя коллаборанты “рейдернули” еще один храм этой конфессии. В поселке Октябрьском на дверях храма Крымской Епархии Православной церкви Украины появилась бумага с надписью «Опечатано. Имущество администрации Октябрьского сельского поселения». Также на ней стоит подпись главы российского администрации поселка.

На каком основании местный коллаборант зачислил церковь в активы своей администрации не известно. Ранее представители этого вероучения о претензиях местной власти не заявляли.

“Это уничтожение украинского языка, культуры – украинской идентичности у значимого населения полуострова, у которых оставалась церковь как единственная ячейка украинства в Крыму", – прокомментировал “отжим” имущества настоятель храма.

“Враги” муфтията

Подвергаются серьезному давлению и мусульманские общины, которые не признают главенства крымского муфтия, ставшего одним из наиболее активных коллаборантов. В начале июля силовики провели облавы в Симферопольском районе, прекратив деятельность “незаконных” по их мнению религиозных школ. В заявлениях пропагандистов прямо отмечается - маски-шоу нагрянули потому, что учреждения не были связаны с Духовным управлением мусульман Крыма.

Тем временем в “Верховном суде Крыма” началось рассмотрение иска крымского управления юстиции о прекращении регистрации мусульманской религиозной общины “Алушта”. Члены этой общины, по странному стечению обстоятельств, тоже не жалуют муфтия-коллаборанта, за что долгое время подвергались разнообразным преследованиям - от протокола о мелком хулиганстве до судебных вердиктов о причастности к терроризму. Но поскольку каких-то перемен все это не дало, общину пытаются попросту ликвидировать, в расчете на то, что это как-то изменит отношение местных мусульман.

С чем связано

Отмечая заметный всплеск религиозных притеснений, правозащитники задаются вопросом о том, с чем это может быть связано.  Одна из гипотез, объясняющая не типичную активность, связана с укреплением позиций ставленника Путина - митрополита московского патриархата православной церкви Тихона. Не исключено, что на ниве борьбы “с еретиками”, “расколькниками” и “сектантами” российский поп выстраивает свои рабочие отношения с местными силовиками, чтобы не уступать в этих возможностях тому же крымскому муфтию Эмирали Аблаеву.

По другой версии, российский репрессивный аппарат пользуется ситуацией полномасштабной войны, когда все внимание мирового сообщества сосредоточено на обстрелах гражданского населения и пыточных подвалах оккупированных территорий. На опечатанный храм или очередной обыск сейчас никто и не посмотрит. Самое удобное время не привлекая общественного внимания разобраться с наиболее системными религиозными структурами, которые не дают “чекистам” покоя, как потенциальные центры сопротивления оккупации.

Павел Буранов для INжир media