США помогают странам бывшего СССР избавляться от опасного наследия СССР, который разрабатывал оружие массового поражения. Россия же вышла из программы.
СССР разрабатывал оружия массового поражения - ядерное, химическое, биологическое (например, были разоблачены попытки СССР произвести оружие на основе бактерий туляремии и сибирской язвы) и другие виды вооружений. После развала СССР в независимых странах остались лаборатории, которым необходимо было перейти с военных на обычные гражданские рельсы. Также важно было проконтролировать, чтобы оружие массового поражения не попало не в те руки и чтобы лаборатории были оборудованы по современным стандартам и защищены.
Как указано на сайте российского ПИР-центра, эта программа правительства США по содействию России и другим странам СНГ в области сокращения, уничтожения и предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Так, в 1992 году Россия и США подписали “Соглашение относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия”. Аналогичные документы также подписали Беларусь, Казахстан, Украина в 1992-1993 гг. В США эти программы курируют Министерство обороны США, Государственный департамент и Министерство энергетики. За 10 лет США профинансировали"Программу совместного уменьшения угрозы" в размере $8,79 млрд.
Проведение программы контролируется ежегодными инспекциями, однако в 2002 году у правительства США появились подозрения, что Россия скрывает информацию о своем химическом и бактериологическом оружии, и они приостановили финансирование. Чтобы его вернуть, Москва прибегла к шантажу и аннулировала посещение специалистами 8 наиболее охраняемых ядерных объектов. США поддались и выделили России $450 млн в рамках программы без каких-либо условий для продолжения программы. В 2012 Россия вышла из программы, и в 2013 году США и Россия подписали новое соглашение касательно нераспространения оружия массового поражения: были сокращены оборонные проекты и ограничен доступ американцев на объекты.
Украина же продолжила переводить свои лаборатории на гражданские рельсы при помощи США. В частности, США помогают сокращать риски возникновения и распространения оружия массового поражения, в том числе и биологического. И помощь в этом США - не секрет, а более того, предмет отчетности, который можно свободно найти на сайте посольства США в Украине. Так, программа по сокращению биологической угрозы (The Biological Threat Reduction Program (BTRP), часть “Программа совместного уменьшения угрозы", работает совместно с правительством Украины начиная с 2005 года для “поддержки мирного и безопасного биологического обнаружения и диагностики и для сокращения угрозы со стороны патогенов”.
Фейки касательно якобы американских лабораторий по созданию биологического оружия появились еще в начале 2000-х годов.
Фейки распространялись против Грузии (2006), Казахстана и Украины - то есть именно тех стран, которые, как и Россия до 2012 года, совместно с США преодолевали наследие СССР.
Уровень лабораторий в странах бывшего СССР также явно недостаточен, чтобы говорить всерьез о разработках оружия массового поражения.
Касательно тезиса о якобы возможной разработке “биологического оружия против славян” подробно высказалась микробиолог Ирина Якутенко:
Заместитель Генерального секретаря, Высокий представитель по вопросам разоружения ООН Исуми Накамицуутверждает, что нет оснований подозревать разработку биологического оружия в Украине
Российские и пророссийские украинские СМИ (публикуя документы с грамматическими ошибками на украинском языке) распространяют идею, что США признали наличие якобы скрываемых биологических лабораторий в Украине. Однако это не так: на вопрос сенатора-республиканца Марко Рубио, имеет ли Украина биологическое и химическое оружие, заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд отвечает, что в Украине есть биологические исследовательские структуры и что США опасается, что российские войска могут их захватить (очевидно также, как произошло с Чернобыльской и Запорожской АЭС). Нуланд также добавила, что тут классическая российская линия поведения: обвинять других в том, что они сами планируют сделать и что если произойдет любая ситуация с биологическим или химическим оружием на территории Украины, то это будет 100% вина России.
Материал подготовила Кристина Боровкова специально для INжир media.