×
19 апреля, 16:27
INжир Медиа

От захватов до тотальной блокировки — как в Крыму зачищают украинское информпространство

Одной из характерных особенностей жизни на территории Крыма, является дефицит доступа к украинским медиа. Прилагается максимум усилий, чтобы крымчане о событиях в Украине узнавали только по российскому телевидению, музыку и новости слушали только на российских радиостанциях и даже интернет-страницы украинских СМИ давно и тщательно блокируются на территории полуострова.

О том, как жителей Крыма отрезают от информационного поля Украины – читайте в этом материале. 

Ящик пока играет в ящик

С телевизионными частотами вопрос был решен еще 1 марта 2014 года, когда телепередающий центр в Симферополе навестили "зеленые человечки". После этого на всех каналах стали транслировать российскую пропаганду. Исключение составляли местные телекомпании, но альтернативную позицию из пяти телеканалов представляли только "Черноморская ТРК" и крымскотатарский ATR.

С ними разобрались довольно брутально – здание "Черноморки" захватили представители парамиллитарных формирований "крымской самообороны" и разгромили большую часть оборудования.  С ATR такой подход мог привести к серьезным столкновениям, поэтому их терпели еще год, но потом для телеканала не нашлось российской лицензии и его вещание тоже прекратилось.

До прошлого года большинство крымчан, не заинтересованных в потреблении российской пропаганды, решали проблему за счет установки спутникового телевидения, однако в 2020 году большинство телеканалов ввели кодировку и оплачивать услуги декодировки из Крыма оказалось довольно затруднительно. Очередной бой за телевизионное пространство Украины на оккупированной территории оказался проигранным и пока не заметно даже инициатив по поиску путей преодоления этой проблемы.

Бегущие по волнам

Радиочастоты на полуострове тоже не долго оставались без контроля со стороны оккупационной власти. В феврале 2015 года путем несложных бюрократических махинаций все радиостанции лишились своих FM-частот, которые в дальнейшем были распределены среди российских участников этого рынка. При этом ключевые пропагандистские ресурсы, по всей вероятности, имеют приоритет в трансляции сигнала, поскольку ловят в хорошем качестве практически в любой точке Крыма.

 Украинское правительство в какой-то момент увлеклось проектом строительства 150 метровой радиовышки в селе Чонгар на границе с Крымом, рассчитывая оттуда покрывать украинским эфиром северные регионы оккупированного полуострова. Но решение оказалось дорогим и не эффективным. Во-первых, просчитались с техническими нормативами, которые исключают использование всей высоты вышки для размещения передатчиков. А во-вторых, недооценили отношение к этому вопросу оккупационной власти. В северных регионах Крыма россияне разместили мощные ретрансляторы и стали «накрывать» украинские частоты даже в Херсонской области 

К концу 2019 года Нацсовет по радиовещанию переключился на новую идею – трансляцию украинских радиостанций на средних волнах. Это была вынужденная реакция на критику общественников, установивших, что на коротких волнах в Крыму нет украинских радиостанций. До конца прошлого года планировалось установить новый передатчик в АМ-диапазоне и обеспечить покрытие украинским сигналом восьмидесяти процентов оккупированной территории полуострова ). Однако, на сегодняшний день нет публичной информации о том, что из запланированного удалось реализовать.

Зачехлители Сети

В сегменте Интернет-СМИ борьба украинских медиа за доступ к крымской аудитории ведется с наибольшим успехом. В последнее время на полуострове стали доступными несколько ранее блокируемых ресурсов, таких как "Крым реалии", "Левый берег", «Крымская солидарность», сайт канала ATR.  Каким образом сайты этих изданий преодолели установленную ранее блокировку, в публичном пространстве не комментируется. За что некоторые из них попали в немилость к российским надзорным органам – тоже понять сложно. Например, на полуострове блокируется сайт «ТонеТо», основная функция которого в размещении отзывов о товарах и услугах.

На сегодняшний день правозащитники говорят о тотальной блокировке на полуострове 22 украинских медиа. При этом редакция "Инжир Media" попросила коллег из соседней страны проверить этот список на доступность в Москве и оказалось, что больше половины этих ресурсов остаются доступными на территории России.

Любопытно выглядят и способы "запечатывания" украинских сетевых изданий российскими провайдерами. Только несколько блокируемых сайтов, как например официальная страница Меджлиса крымскотатарского народа, вместо перехода по ссылке демонстрируют уведомление о том, что доступ к этим ресурсам запрещен Роскомнадзором. Клики по ссылкам еще нескольких ресурсов отзываются сообщением об ошибке 403, причины которой могут быть самыми разными.

Однако, основная часть блокируемых медиа остаются недоступными для крымских пользователей по причинам «Ошибки сертификата безопасности сайта» или если «нет связи с сайтом». И тот факт, что именно эти ресурсы, как правило не имеют ошибок сертификата в Москве или других регионах России, наводит на подозрения, что на полуострове доступ блокируется искусственно на уровне местных провайдеров.

Впрочем, сегодня мало кого останавливают как легальные, так и «серые» методы блокировок – крымчане легко и быстро научились пользоваться сервисами VPN (причем многие не из желания читать украинские медиа, а чтобы обходить санкционные ограничения Google). Именно поэтому сегодня оккупационные власти активно работают над технической стороной проекта, получившего в народе название "чебурнета".

Этот проект предполагает автономность работы российского сегмента мировой паутины. С полным контролем государства за каждым пользователем и реальной блокировкой всех «сторонних» ресурсов. По уверениям заместителя главы Совета безопасности соседнего государства Дмитрия Медведева, в России уже все для этого есть – и законодательная часть, и технические решения. Но отрезаться от всего мира власти этой страны пока не намерены. "Чебурнет" якобы задуман как страховочный вариант на случай "происков Запада". А пока Кремлю достаточно существующих масштабов контроля за информационным пространством как внутри России, так и на оккупированной территории Крыма.

Павел Буранов специально для проекта InЖир Media