Всплески "борьбы" с коррупцией и ротация кадров – явление для полуострова не новое. Можно даже сказать – регулярное. Но с момента завершения "выборов" в российскую Госдуму на территории Крыма отмечается небывалая чистка в рядах местной власти. Причем на этот раз масштабы превзошли все ожидания.
Сколько представителей местной "власти" за эту осень потеряли свои чиновничьи кресла, а сколько еще и свободу – читайте в этом материале.
Отставки - 2, посадка - 1
С интервалом в два месяца крымский парламент проголосовал за отставку двух заместителей главы крымского правительства. Практически сразу после выборов в отставку попросился вице-премьер, отвечающий за освоение федеральных дотаций на масштабные проекты, Евгений Кабанов. Вслед за отставкой последовал его арест по обвинению в хищении 57 миллионов рублей на ремонте водопроводной трубы. За решеткой, правда, высокопоставленный чиновник провел меньше недели, но уже тогда появились прогнозы о том, что это только начало.
Также по теме: Новый сезон "мягких посадок". За что арестовали и почему отпустили бывшего крымского "вице-премьера" Евгения Кабанова
Действительно, вслед за этим коррупционным скандалом разразилась еще целая череда других. Поэтому заявление об отставке еще одного вице-премьера и по совместительству министра сельского хозяйства Андрея Рюмшина, сделанное на прошлой неделе, было встречено без особого удивления. Тем более, что российский общественник Александр Талипов заблаговременно это событие проанонсировал. И даже «вбросил» причину отставки – якобы тот потерял кресло из-за резкого роста цен на продукты питания в Крыму. Что любопытно, Рюмшин пока потерял только одно из двух кресел, на которых сидел. А это снижает вероятность разворачивания сценария, который уже имел место в отношении Евгения Кабанова.
Отставки – 4, посадки – 2
К регулярным отставкам "министров" в Крыму давно привыкли. Например, в январе этого года уволили "министра" ЖКХ, а уже в июле – министра топливно-энергетического комплекса. Но так, чтобы сразу три "министра" на протяжении одной недели – такого еще не было. Началось все с министра архитектуры и строительства Михаила Храмова. Его отставку согласовали 22 сентября, а вскоре он оказался в следственном изоляторе в качества подельника вице-премьера Евгения Кабанова, с которым якобы похитил федеральные бюджетные деньги на ремонте водопровода.
На следующий день после ареста Храмова в отставку резко попросился так называемый министр транспорта Евгений Исаков. Комментируя это событие, так называемый глава Республики Крым Сергей Аксенов попытался еще сохранить приличную мину: "Ротация кадров – это естественный процесс, без которого невозможно эффективно решать текущие вопросы". Однако еще через четыре дня «естественность» процесса подпортила отставка "министра" здравоохранения Александра Остапенко, который, как и министр транспорта, на своем посту не поработал и года.
А «гвоздем» осенней программы стал арест и уже последовавшая за этим событием отставка бессменного на протяжении всего «аксеновского периода» "министра" культуры Веры Новосельской. Чиновнице инкриминировали получение взятки в особо крупном размере за якобы лояльность к подрядчику строительства пятиэтажного театрального центра. Однако, жители полуострова, знакомые с особенностями взаимоотношений между подрядчиками и должностными лицами в сфере культуры не особо верят в стройную версию, озвученную правоохранителями.
Также по этой теме: Кукла в чужих руках. Почему версия ареста крымского "министра" культуры выглядит не убедительно.
Отставок – 5, посадка – 1
Практически сразу после ареста "вице-премьера" Евгения Кабанова неназванные источники информационных агентств, близких к крымскому правительству, анонсировали продолжение чисток и рекомендовали приготовится на выход чиновникам из Судака, Феодосии, Сак и Армянска. Однако, несмотря на этот «спойлер», первым осенним отставником оказался "глава" администрации Джанкоя Эдуард Селиванов, «собственное желание» которого городские депутаты удовлетворили еще 1 октября.
Через четыре дня после этого представители ФСБ провели обыски в кабинетах у руководителей Евпатории. Однако, вопреки заявлениям про задержание главы городского совета Олеси Харитоненко и руководителя администрации Романа Тихончука, на самом деле никто задержан не был. В дальнейшем суд отстранил Харитоненко от исполнения обязанностей на время расследования некоего уголовного дела про махинации с землей, а местный прокурор попытался снять с должности Тихончука. Но в итоге евпаторийские чиновники на протяжении осени хоть и оставались в подвешенном состоянии, но по факту еще не потеряли свои кресла.
Только 11 октября сбылось первое «пророчество» про отставки в городских администрациях, сделанное проправительственными медиа – в отставку был отправлен глава администрации Судака Игорь Степиков. А буквально через два дня с должности неожиданно попросился руководитель Симферопольского района Дионис Алексанов, который совсем недавно ради этого кресла отказался от мандата депутата крымского парламента. Еще спустя две недели бразды правления отложил глава Феодосийской городской администрации Сергей Бовтуненко.
Замыкает хронологию осенних чисток на местах «мэр» Белогорска Игорь Ипатко, которого 2 ноября задержали сотрудники ФСБ. Ему инкриминировали получение взятки в размере 1,4 миллиона рублей за оказание услуг по переносу линии электропередач с земельного участка, который намеревался застроить местный бизнесмен. По решению суда на время расследования уголовного дела Ипатко был отправлен в симферопольский следственный изолятор.
Отставок – 3, посадка – 1
5 ноября глава крымских коммунистов Сергей Богатыренко лишился поста главы парламентского комитета по социальной политике. Орган, возглавляемый Богатыренко, упразднили путем опроса депутатов по электронной почте, оформив это решение в течение одного часа. Причем за день до этого парламентарии собирались в сессионном зале, но этот вопрос на повестке дня не стоял. После ликвидации комитета главный крымский коммунист лишился государственной должности и стал обычным депутатом.
17 ноября по представлению прокурора были лишены полномочий два депутата Евпаторийского горсовета – Александр Полежако от «Единой России» и Василий Билан от КПРФ. Оба депутата что-то намудрили с декларациями о сових доходах и проими нормами соблюдения антикоррупционного законодательства.
Ну и самой яркой в депутатских кругах стала «отставка» депутата Ялтинского городского совета Юрия Ломенко, также известного коренным жителям ЮБК как «Юра Лом». Последовавший за сложением полномочий арест никого особо не удивил, в том числе, похоже, и самого экс-депутата. Однако, обвинение, которое предъявили «Лому» сотрудники ФСБ, заставило многих призадуматься. Ему инкриминируют сотрудничество с украинской разведкой и государственную измену. Это обвинение мало соотносится с личностью бывшего депутата, который был типичным приспособленцем при любой власти, а также не вяжется с его политической позицией активного сторонника «крымской весны». Арест Ломенко наиболее ярко и недвусмысленно дал понять каждому в системе крымской "власти" – ты можешь стать следующим.
Павел Буранов специально для INжир media