В последние несколько недель тема редкоземельных ресурсов и инвестиционной привлекательности послевоенной Украины стала предметом внимания американских политиков и экспертов.
Какие проекты на территории временно оккупированного Крыма могут быть интересны для американских акул бизнеса, - читайте в этом материале.
Американская компания ExxonMobil, одна из крупнейших нефтяных компаний мира, еще с середины нулевых годов искала выгодные варианты доступа на шельф Черного моря, в том числе к очень перспективному месторождению Субботина у берегов полуострова. На момент оккупации Крыма американцы уже выиграли тендер по разработке газовых горизонтов соседнего – Скифского участка, но вынуждены были прекратить проект после захвата полуострова российскими войсками.
Запасы шельфа оцениваются до двух триллионов кубометров природного газа. Конкретно на Скифском участке ожидалась добыча на уровне 8-10 миллиардов кубов. Это примерно половина от всего газа, который сейчас россияне продают в Европу. Учитывая расположенную в непосредственной близости от месторождений газотранспортную инфраструктуру с выходом на европейский рынок, у инвесторов есть реальный шанс найти свою нишу в странах, которые отказались или планируют отказаться от российского газа.
Добыча нефти тоже представляет потенциальный интерес и по тем же причинам – совсем близко проходит нефтепровод “Дружба”, который обеспечит дешевую доставку нефти европейским странам, стремящимся обеспечить себе энергетическую независимость от ненадежных российских поставок. Оценки запасов нефти на дне Черного моря в пределах украинских территориальных вод разнятся от 50 миллионов до полумиллиарда тонн.
Несмотря на деградацию портовой инфраструктуры после оккупации полуострова, когда все порты сильно сократили в объемах перевалки грузов, можно предположить, что их реанимация не потребует серьезных вложений. Суммарный грузооборот крымских портов до оккупации составлял более одиннадцати миллионов тонн. Особой мощностью или уникальностью крымские порты, похвастать не могут. Однако само расположение по месту наиболее экономной логистики потоков с юга на север и северо-запад Европы, позволяет предположить, что они точно не будут простаивать.
Примечательно, что до оккупации американцы видели потенциал не столько в товарных сегментах, сколько в развитии круизного направления. Американский холдинг Royal Caribbean - один из крупнейших в мире круизных операторов - приложил в свое время очень много усилий для того, чтобы взять в концессию Ялтинский порт.
После модернизации американцы планировали принимать одновременно по четыре больших круизных суда длиной более 200 метров и вместимостью более полутора тысяч человек, а также увеличить пассажиропоток до 450 тысяч человек в год.
До оккупации американцы уже были частью этого рынка. В Алуште Carlson RezidorHotel Group принимала отдыхающий в отеле Radisson и собиралась вложить более сотни миллионов долларов в строительство отеля категории 4+ на территории Симеиза. В южнобережный Партенит заходил чикагский Hyatt Hotels Corporation - американская компания, управляющая сетями отелей высшего класса. В Севастополе одну из гостиниц выкупила и развивала американская компания Best Western International.
Такая позитивная инвестиционная предыстория говорит о том, что регион действительно имел не только туристическую привлекательность, но и соответствовал достаточно высоким для таких проектов требованиям относительно сопутствующей инфраструктуры.
Если до деоккупации россияне не утопят у берегов Крыма еще несколько танкеров с мазутом, то Южный берег Крыма будет представлять интерес для крупных вложений. Особенно после слов американского президента Трампа о том, что Украина будет хорошим местом для развития недвижимости.
При условии, что оккупанты не разграбят, не вывезут и не разрушат промышленные объекты, на полуострове есть по меньшей мере два завода, представляющих реальный интерес для потенциальных американских инвесторов. Это химический завод в Армянске “Крымский Титан” и керченский судостроительный завод “Залив”.
До оккупации “Крымский Титан” принадлежал украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, однако на данный момент владелец находится под санкциями и обвинениями СБУ в уголовных преступлениях. До оккупации “Крымский Титан” являлся одним из крупнейших производителей диоксида титана в Восточной Европе и выпускал до двух процентов мирового объема двуокиси титана необходимого для производства бумаги и лакокрасочной продукции. Сбыт был налажен в 53 страны мира.
Керченский судостроительный завод “Залив” был отжат у украинского олигарха Константина Жеваго, который тоже оказался под санкциями До оккупации завод имел очень внушительный портфель выполненных заказов. Керченские корабелы производили крупнейшие супертанкеры и лихтеровозы с атомной силовой установкой, военные фрегаты и нефтяные платформы. Сложно сказать, насколько завод сохранил свой кадровый и производственный потенциал за 11 лет в российской оккупации, но теоретически предприятие все еще имеет очевидную привлекательность для капиталовложений.
Павел Буранов для INжир media