Недавно Сергей Аксенов, которого в России назначили руководителем Крыма, выступил с публичным отчетом о работе своего правительства за 2020 год.
Чем похвастался "глава" региона, какие цифры и показатели в отчете оказались сильно сомнительными, а также о чем Аксенов предпочел совсем не упоминать, — читайте в этом материале.
Весь отчет прошел с акцентом на то, что минувший год был для полуострова крайне сложным из-за ситуации с пандемией. При этом число больных оказалось в два-три раза меньше, чем в соседней России. Согласно официальных цифр, которые были включены в отчет, за год заболело "короной" всего лишь около одного процента населения - 25,5 тысяч человек. Заявление о том, что до нового года переболел всего лишь каждый сотый крымчанин, выглядит крайне сомнительным. Но возможность проверить, насколько эти цифры соответствуют реальности, полностью исключена.
Так, до 1 октября система обработки ПЦР-анализов предполагала централизованный сбор данных в местном подразделении Роспотребнадзора. А в дальнейшем, включая самые пиковые месяцы заболевания, централизованный учет этих сведений не производился. Цифры, обнародованные ведомством и попавшие в отчет, брались преимущественно из "ковидных" госпиталей, которые к в ноябре-декабре просто не принимали на лечение больных с симптомами легкого или среднего течения болезни. Так получился весьма привлекательный показатель в один процент.
Безусловно, медики заслужили на благодарность от чиновников правительства. И судя по их отчетам, благодарность в течение года выражалась не только словами, но и в материальном плане. Так, по словам Сергея Аксенова, в виде стимулирующих и дополнительных выплат медицинские работники получили 1,3 миллиарда рублей. Впрочем, сами медики ставят под сомнение, что все эти деньги дошли до тех, кому они предназначались. И основанием для этого послужило по меньшей мере пять коррупционных скандалов, связанных с выплатой этих дотаций. Это только те, которые стали достоянием широкой общественности.
Первыми забили тревогу врачи керченской станции неотложной помощи. Их требования вызвали чрезвычайно эмоциональную реакцию главы Республики, который назвал сотрудников "провокаторами" и "клоунами". Затем с нареканиями стали обращаться медики из евпаторийского обсерватора. А месяц спустя оказалось, что в Феодосии якобы медики получили 11 миллионов стимулирующих, которых никто не видел. Куда делись эти деньги главврач объяснить так и не смог, зато уволил самых любопытных из сотрудниц. После этого на работу отказались выходить врачи Ливадийского ковидного госпиталя, потому что им не заплатили положенных надбавок. С отсутствием выплат столкнулись и работники Симферопольской Республиканской детской клинической больницы.
Также в своем выступлении Сергей Аксенов заявил, что экономика полуострова показала устойчивость к новым вызовам и привел в подтверждение уровень промышленного производства, который в результате пандемии сократился всего на 0,2 процента. Повсюду в мире экономика оказалась в серьезном упадке, но только не в Крыму.
Секрет экономического чуда в докладе почему-то не раскрывается. Как не фигурирует и такой показатель, как уровень безработицы. Между тем, эта цифра, вопреки радужным утверждениям про «устойчивость» местной экономики, за год выросла почти в девять раз. И это только официальная статистика, которая как вершина айсберга позволяет лишь догадываться о реальном положении дел в сфере крымской экономики.
Особую роль в докладе "глава" Республики отвел курортному сезону прошлого года, который оказался небывалым по наполняемости объектов размещения и продолжительности. Согласно тексту доклада, Крым в сравнении с другими регионами соседней России единственный показал "плюс" в доходах отрасли туризма. При этом Аксенов подчеркнул, что удалось не допустить "серьезных вспышек заболеваемости".
Сезон действительно был для крымчан удачным – основные конкуренты по черноморскому побережью оказались недоступны для отдыха и туристы потоком хлынули на полуостров. При этом рамки сезона оказались сильно расширены за счет продления каникул для учащихся в Москве, что обеспечило крымские пляжи москвичами до начала ноября. А вот заявление про то, что "удалось не допустить серьезных вспышек заболеваемости" - не выдерживает никакой критики. Динамика роста больных ковидом в Крыму начала заметно расти с середины июля – с того момента, когда полуостров открыли для отдыхающих. К ноябрю в крымских аптеках закончились лекарства, в поликлиниках – врачи, а в больницах – койки для тяжелобольных. Однако, об этом в отчете нет ни слова.
Как выяснилось из отчета Сергея Аксенова, ситуацию с аномальной засухой и дефицитом водоснабжения удалось «стабилизировать». При этом среди реальных показателей в отчете только строительство водовода в Восточном Крыму и ремонт труб в нескольких населенных пунктах. А также много обещаний про то, какие ремонтные и изыскательные работы планируется провести в будущем, чтобы снизить проблему водного дефицита.
На самом деле на конец года, за который отчитывался "глава Крыма", ни о какой стабилизации речи не было – вода во многих населенных пунктах подавалась по несколько часов строго графику, а бесперебойно лились только обещания, что через несколько лет все наладится. В начале нынешнего года было принято губительное по своим последствиям решение увеличить забор воды из подземных скважин, где ее количество не безразмерное и не возобновляемое. Но для местных чиновников важны не дальнейшие последствия, а возможность отчитаться про "стабилизацию".
В заключение сорокастраничного обзора по всем отраслям экономики, рассуждений о необходимости роста тарифов на коммунальные услуги и перспектив "международного сотрудничества", Сергей Аксенов выражает уверенность, что он и его правительство выполнит задачи по "сбережению народа, увеличению доходов граждан, повышению уровня жизни людей". Сроки, правда, не уточняются.
Павел Буранов для проекта InЖир Media