В конце 2019 года подконтрольные российским властям чиновники Крыма широко презентовали программу модернизации здравоохранения на полуострове, обещая фантастические преобразования, среди которых были в том числе намерения купить вертолет и построить два десятка вертолетных площадок, преимущественно возле районных больниц.
Примечательно, что в разгар пандемии в Крыму от довольно дорогой идеи создания вертолетных площадок не отказались и даже не отложили ее реализацию "на потом".
Единолично распределять многомиллионные строительные заказы без конкурсов, тендеров и других процедур глава "Республики Крым" Сергей Аксенов получил возможность с мая прошлого года. А уже в августе Аксенов издал распоряжение, которым самолично определил подрядчика, который займется проектированием всех вертолетных площадок на полуострове. Согласно тексту распоряжения, исполнителем была назначена фирма "Максимум" из Симферополя
Первое, что обратило на себя внимание в истории фирмы – ее тендерный портфель. За шесть лет коммерческая структура освоила всего 16 миллионов рублей бюджетных денег. Это в четыре раза меньше, чем им вдруг “привалило” за один этот контракт с вертолетными площадками. В крымских реалиях такие “чудеса” без посторонней помощи обычно не происходят.
При этом "секрет успеха" оказался довольно надежно спрятан. Прямых и очевидных связей с кем-то из числа власть придержащих установить нам не удалось. Директором и одним из учредителем фирмы "Максимум" оказался Иван Хуторной, который часто выступает на разных публичных мероприятиях от имени "Ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя", членом которой он является
Председателем этой ассоциации числится Олег Макада, отмеченный на ресурсе "Миротворец" в качестве участника карательных акций на Северном Кавказе. А генеральный директор Ассоциации и бизнес-партнер Макады, Гирей Бекиров через ряд фирм связан с Рустемом Сеитасановым, который является соучредителем благотворительного фонда"Крым – родной дом". Кроме того, всех этих людей объединяют не только деловые связи, но и общий адрес регистрации их структур. И Ассоциация предпринимателей и благотворители «прописаны» по одному адресу в Симферополе на улице Кечкеметской 24.
Руководит фондом "Крым – родной дом" бывшая телеведущая местного телеканала «ИТВ» Антонина Бойченко, которая кроме того возглавляет одну из крымских рабочих групп"Общероссийского народного фронта" (ОНФ). ОНФ является проектом Путина и плотно взаимодействует в своей деятельности с партией "Единая Россия". В Крыму председатель исполкома этой структуры стала Алла Вертинская, которая ранее работала первым заместителем министра внутренней политики, информации и связи в аппарате Дмитрия Полонского. Последний является одним из наиболее приближенных людей Сергея Аксенова.
Насколько существенно сказались выявленные связи на решении Сергея Аксенова при выборе подрядчика, сказать невозможно. Зато очевидно, что сам по себе выбор именно этой фирмы в качестве проектировщика, вызывает некоторые вопросы. Начать хотя бы с ценника, выставленного за эту работу. Согласно тексту документа и сведений из госконтрактов, за каждую из вертолетных площадок бюджет «отчислит» проектировщикам 3 миллиона 500 тысяч рублей (около 1,3 миллиона гривен). В сумме за двадцать площадок предусмотрены расходы в размере 70 миллионов рублей (около 26,7 миллионов гривен).
Как показала наша проверка, цены эти, несмотря на «оптовый» заказ, оказались куда выше рыночных по соседней России. Для сравнения, аналогичная работа по проектированию вертолетной площадки в рабочем поселке Земетчино Пензенской области обошлась властям почти на миллион рублей дешевле. А в республике Марий Эл проектировщики предложили и вовсе цену в 770 тысяч рублей, что практически в пять раз дешевле крымского прайса.
Вторая странность, которая обращает на себя внимание в этом решении – полное отсутствие среди реализованных тендеров "Максимы" работ, связанных с проектированием посадочных полос и площадок. Фирма за бюджетные деньги чертила проекты канализаций и кровли, меняла окна и туалетные перегородки, но никогда не занималась проектированием вертолетных площадок.
Тут как раз стоит отметить, что что российское строительное законодательство, в целом крайне жестко регламентированное, в вопросах проектирования вертодромов неожиданно оказалось весьма либеральным. Для составления чертежей, смет и других документов не требуется специальной лицензии и много ума – существуют типовые расчеты, которые только-то и требуется внести в соответствии с условиями размещения. А вот уже строить и вводить в эксплуатацию подобные объекты – задача не из простых. Обязательно наличие специальной лицензии, прохождение экспертизы и ряда сертификаций.
Помимо весьма существенной наценки и полного отсутствия опыта, нельзя не отметить и наличие в биографии владельца фирмы-исполнителя двух весьма показательных эпизодов. Так, в октябре 2017 года Иван Хуторной заявил, что совместно с фирмой "MagicWind" из Йошкар-Олы подписал инвестиционное соглашение, которое предполагает строительство домостроительного комбината под Бахчисараем. Стоимость проекта была заявлена в районе одного миллиарда рублей. Во второй половине 2018 года комбинат должен был якобы начать свою работу, однако никаких дальнейших упоминаний о судьбе проекта в открытом доступе найти не удалось.
Более того, поиск "MagicWood" из Йошкар-Олы не дал никаких результатов. А это выглядит очень странно, учитывая заявленный объем инвестиций в миллиард рублей. Представленный в качестве «генерального директора» российской фирмы Константин Ситников действительно был найден в базе контрагентов в качестве директора ООО "Вирджиния" с минимальным уставным капиталом и нулевыми прибылями за 2019 год.
Второй эпизод был не настолько публичным, но не менее показательным. В одном из многочисленных интервью в начале прошлого года Хуторной сообщил, что ведет строительство жилого дома в поселке Зуя Белогорского района, а спустя десять месяцев выяснилось, что никаких работ не велось – были якобы только переговоры с потенциальными инвесторами из Перми, которые в итоге решили не рисковать.
Насколько при такой репутации тщательным и порядочным будет подход к проектировке вертолетных площадок, сказать трудно. Очевидно пока только одно – несмотря на то, что срок исполнения этого контракта истек в конце прошлого года, его статус по-прежнему остается в режиме "исполнение". Это может означать, что проекты вертолетных площадок возле крымских больниц ожидает та же судьба, что домостроительный комбинат под Бахчисараем или жилой дом в Зуе.
Павел Буранов для медиапроекта InЖир