На прошлой и этой неделе сразу на нескольких международных площадках звучала тема нарушения прав человека в Крыму. По сути это был пик возможностей на ближайшие полгода по донесению до мира информации о том, что происходит на полуострове.
Какие проблемы были представлены вниманию международного сообщества как наиболее острые, а также чьи усилия на разных мероприятиях по теме оккупированного полуострова выглядели как недостаточные - читайте в этом материале.
На прошлой неделе завершилось одно из самых масштабных ежегодных событий в правозащитной жизни Евразии - конференция по человеческому измерению ОБСЕ. Кроме большого количества тем, связанных с военными преступлениями российских войск в Украине, традиционно за внимание дипломатов боролись общественные активисты стран Центральной Азии, Кавказа, а также находящиеся в экзиле белорусы и русская “оппозиция”. Несмотря на это, проблемы с нарушениями прав человека на временно оккупированной территории Крыма неоднократно поднимались как украинскими правозащитниками, так и дипломатами иностранных делегаций.
Так, в своем выступлении представительница Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Моника Джейкобсен отметила, что на оккупированных территория российские власти продолжают запугивать, произвольно задерживать и пытать представителей средств массовой информации, в том числе из Крыма, таких как Ирина Данилович, Сервер Мустафаев, Владислав Есипенко, Энвер Крош и Вилен Темерьянов. А официальный представитель миссии США уделил внимание насильственной мобилизации, озвучив цифру в 60 тысяч крымчан, которых насильственно забрали в российскую армию для участия в военной агрессии.
Тем временем эксперты гражданского общества акцентировали внимание на российских призывах к геноциду украинцев, религиозных преследованиях, которым подвергаются крымские мусульмане и ряд других конфессий на полуострове, а также на целенаправленной политике российских тюремщиков по отказу в медицинской помощи политзаключенным. По данным Татьяны Жуковой из Центра прав человека Zmina по меньшей мере 67 из крымских политзаключенных имеют проблемы со здоровьем, более половины из них находятся в критическом состоянии и не получают медпомощи. Еще одним из трендов на международной арене остается давление на свободу выражения мнения. Со слов Ирины Баран из крымской правозащитной группы, правозащитники задокументировали более 850 случаев привлечения крымчан к административной ответственности за дискредитацию российской армии и поддержку Украины.
Также на прошлой неделе завершилась очередная сессия Совета ООН по правам человека, которая длилась месяц. Пожалуй, наибольшее впечатление на участников произвело выступление спецдокладчицы по вопросу в области прав человека в россии Марианы Кацаровой. Однако, несмотря на отдельную главу, посвященную содержанию под стражей украинцев, в докладе ни единым словом не упоминаются крымские политзаключенные, число которых уже перевалило за две сотни. Вообще, Крым в ее докладе упоминается всего единожды - как территория, куда вывозили украинских детей.
Куда более предметно ситуацию обрисовал представитель фонда международной сети «Домов прав человека» Мэтью Джонс. Он заявил, что насильственные исчезновения, произвольные задержания и политически мотивированные судебные преследования в оккупированном Крыму стали нормой. Системные репрессии, по его словам, позволяют все более жестоко и безнаказанно расправляться с крымскими татарами, активистами и правозащитниками. Что еще более важно, он призвал чиновников ООН разработать инновационные стратегии, которые могут быть приняты для усиления работы правозащитных организаций, ориентированных на Крым.
На этой неделе в Праге прошла международная конференция Forum-2000, которая не настолько масштабная и долгая, как в ОБСЕ, но по уровню участников, среди которых, к примеру, Президент Чехии, эта площадка считается одной из самых важных. На форуме было отведено отдельное время и место для обсуждения темы “Десять лет в открытой тюрьме: права человека в оккупированном Крыму”.
Спикерами в дискуссии выступили представительница МИД Чехии Зденка Цайсова, заместитель постпреда Президента Украины в АРК Ольга Куришко, украинская общественница Виктория Нестеренко и недавно освобожденная из российского плена крымчанка Ление Умерова. Говорили про политических заключенных, похищения гражданских лиц, условия содержания под стражей, а также новые требования российского законодательства по преследованию противников войны.
В очередной раз возможности международных площадок были минимально использованы представителями украинской власти. Так, ни на конференции по человеческому измерению ОБСЕ, ни на сессии Совета ООН по правам человека, ни на Форуме в Праге не наблюдалось представителей Офиса Омбудсмена Украины. Возможно, они там и были, но ни заявлений, ни даже публикаций в телеграм-канале Дмитрия Лубинца найти не удалось.
Официальная украинская делегация во время международной конференции ОБСЕ периодически выступала с докладами на разные темы, однако и они практически не уделяли внимания ситуации на оккупированном полуострове. Исключений удалось найти всего два: На открытии конференции постпред Украины при международных организациях в Вене Евгений Цымбалюк среди прочего акцентировал внимание на милитаризации крымского образования и включении в состав крымских военизированных формирований более 45 тысяч крымских школьников. А также заместитель постпреда Президента Украины в АРК Ольга Куришко дала свою оценку сворачиванию религиозных свобод, отметив, что в Крыму до 2014 года действовало 49 украинских религиозных общин, а сейчас не осталось ни одной.
Однако, на этом выступления официальных представителей Украины по теме Крыма и ограничились, значительно уступая в активности не только общественным организациям, но и делегациям других стран. Остается только надеяться, что свои усилия чиновники в этом момент расходовали на более важных направлениях, которые с лихвой окупят упущенные информационные возможности.
Павел Буранов для INжир media