Пару месяцев назад Комитет по противодействию коррупции оккупированного Крыма выявил 120 фактов внесения ветеринарными врачами недостоверных сведений в ветеринарные свидетельства на крупный рогатый скот. Материалы якобы были переданы в правоохранительные органы, однако с тех пор никаких новостей на эту тему не было.
Что на самом деле кроется за вспышками бруцеллеза на полуострове и выявленными фальшивыми свидетельствами - читайте в этом материале.
Все началось в конце прошлого года с тревожного сообщения о том, что в Крыму впервые за много лет обнаружили бруцеллез - болезнь крупного рогатого скота, которая приводит к интоксикации сельхозпродуктов и опасна для человека. А в конце января сообщили, что есть и первые заболевшие, инфицированными оказалось девять человек.
Ветеринары выяснили, что первый случай был связан с завозом больного или вакцинированного животного из какого-то российского субъекта, не называя из какого. “Мы перевели режим работы из полугодичной в ежемесячный мониторинг всех животных, продукция из которых поступает на наши рынки“, - рассказал председатель оккупационного Государственного комитета ветеринарии Крыма Валерий Иванов.
Уже тогда речь шла о десятках голов крупного рогатого скота, у которого обнаружили заболевание. Меры усилили, но несмотря на это, к концу зимы ветеринары зафиксировали по меньшей мере шестой по счету очаг бруцеллеза. Слухи о масштабной конфискации скота и птицы поползли по селам не только Белогорского района, но и всего региона.
Версия отдельных “правозащитников” о том, что под предлогом бруцеллеза о фермеров отжимают скот, чтобы накормить российских военных, не выдерживает никакой критики. Во-первых, не те масштабы, чтобы говорить о сколько-нибудь системном обеспечении крупных армейских соединений. Во-вторых, поставки продуктов питания вооруженным силам - это централизованная, глубоко и надежно коррумпированная система, в которой не может быть места самодеятельности на местах.
А ответ на вопрос, зачем главный ветеринарный врач оккупированного полуострова так активно нагонял панику с очагами и вспышками бруцеллеза как раз прячется за новостью о том, что в работе одного из его учреждений борцы с коррупцией обнаружили свыше 120 свидетельств на крупный рогатый скот с недостоверными сведениями.
“Указанные действия способствовали недобросовестным сельхозпроизводителям в неправомерном получении мер финансовой поддержки от государства на приобретение, содержание и убой одних и тех же животных”, – говорится в сообщении в телеграм-канале комитета.
Для стороннего наблюдателя связь не очевидна, но тем, кто непосредственно и в деталях знаком с ситуацией “в поле”, схема открывается как на ладони. Так уж совпало, что “бруцеллез” начал свирепствовать именно в тех фермерских хозяйствах, которые являлись участниками государственных программ поддержки и развития крупного рогатого скота. И аккуратно за несколько месяцев до подачи итоговых отчетов о результатах финансирования.
Как
пояснил корреспонденту “INжир media” один из фермеров, знакомых с обстановкой,
“вспышка заболевания” помогла скрыть масштабные махинации с освоением этих
государственных программ.
“Дают, к примеру, два миллиона на покупку племенного
стада. Но где-то треть этой суммы уходит на взятки и откаты. И вместо
племенного стада фермер берет обычных, менее продуктивных животных. Но когда
программа заканчивается, могут приехать и проверить, где племенные быки и
коровы. А фермер им ответит, что их убил бруцеллез”, - рассказал аграрий.
При этом он не исключил, что изъятое на убой стадо по документам окажется на пару десятков голов больше, чем по факту имеется в хозяйстве. При этом "изъятые" по бумагам коровы, ничего не подозревая, будут пастись в соседнем яру, но уже в статусе обычного скота, а не приобретенного за средства государственной поддержки. Такой порядок развития событий устраивает и фермеров, и ветеринаров, которые имеют доступ к регистрации крупного рогатого скота, а значит могут легко переводить живых коров в разряд "мертвых душ" и обратно.
Однако, не устраивала эта ситуация главу оккупированного Крыма Сергея Аксенова, который по всей видимости оказался за бортом потоков, связанных с фиктивным убоем якобы больной скотины. Зная какие сложности бывают у главного ветеринарного врача Валерия Иванова с контролем своего гнева, можем предположить, что на предложение от эмиссаров Аксенова "делиться", главветврач ответил категорическим отказом.
Тут-то борцы с коррупцией из профильного комитета и решили, что давно не проверяли учреждения ветеринарного контроля. Как уже упоминалось выше, нашли по итогам много недостоверных сведений, но называть их "мертвыми душами" и раздувать скандал не стали. Даже на официальном сайте, который является частью правительственного портала, это сообщение не опубликовали, ограничившись лишь постом на своем телеграм-канале.
Судя по отсутствию новостей об уголовных делах в отношении сотрудников комитета ветеринарии, Иванов свою ошибку осознал, но тут вдруг вспышки бруцеллеза резко прекратились. Впрочем, возможно это было сезонное явление перед сдачей отчётов о результатах реализации программы. А сейчас в крымском правительстве заняты распределением новых субсидий на эти цели. Согласно последним данным, фермерам планируют по этой программе раздать 40 миллионов рублей. А там, глядишь, бруцеллез снова все спишет.
Константин Акуленко для INжир media