.jpg)
“Мы очень сильно рисковали, что оккупанты нас примут за шпионов, хотя единственное, чего мы хотели - понять, в каком состоянии наше море”.
Крымские экологи обследовали десятки мест на побережье полуострова, чтобы оценить последствия аварии двух российских танкеров, которая случилось в декабре прошлого года. К каким выводам пришли эко-активисты после своих наблюдений - читайте в этом материале.
Минувшим летом представители экологической инициативы “Зеленый маршрут” провели три цикла наблюдений за крымским побережьем, чтобы понять насколько серьезные последствия оказала эта авария на прибрежную флору и фауну, а также почву и водоемы. Всего активисты осмотрели 21 участок морского побережья в разных регионах Крыма, включая несколько точек на берегу Азовского моря.
“Конечно, по хорошему, для оценки воздействия требуется проведение анализов почвы, морской воды и выброшенных штормом водорослей. Но мы же в Крыму, а не в Европе - любое обращение в лабораторию закончится в лучшем случае долгими объяснениями с сотрудниками ФСБ. Поэтому мы сделали что могли - визуально осмотрели берег, немного заглубились в грунт, оценили состояние растений и водоемов поблизости от морской кромки”, – рассказал представитель “Зеленого маршрута”.
Также он добавил, что и западное и восточное побережье Крыма сильно милитаризировано – во многих местах на берегу размещаются оборонительные сооружения. Часто заброшенные, но иногда встречались и под охраной. Кроме того, по пути к морю регулярно попадались позиции российской военной техники. В этой связи у участников обследования были серьезные опасения, что их активизм примут за ведение разведки. “Однажды, нам пришлось срочно бежать к лесопосадке, чтобы нас не заметили с вертолета, который патрулировал в этом районе”, - вспоминают эко-активисты.
Перед началом своих поездок местные экологи опирались на широко представленную в СМИ гипотезу о том, что часть мазута, выброшенного в море из-за аварии двух танкеров осела на дно под воздействием низкой температуры и будет всплывать по мере прогревания нижнего слоя воды. Особенные опасения вызывала акватория Азовского моря, глубина которого не превышает 13 метров и которое часто к концу августа прогревается до температуры выше тридцати градусов.
Изначально планировалось, что все наблюдения придутся на летние месяцы, но июнь выдался дождливым и холодным, поэтому экологи наблюдали побережье в июле, августе и сентябре. И пришли к выводам о том, что за это время очевидного негативного воздействия на окружающую среду не визуализируется. “Загрязнения побережья или прибрежной акватории мазутными пятнами не зафиксировано. В шурфах на глубину 0,4 метра следов нефтепродуктов не обнаружено. Признаков увядания или серьезного замедления вегетативных процессов расположенных поблизости растений не обнаружено”, - констатирует в своем отчете “Зеленый маршрут”.
Активисты добавляют, что еще одним источником информации, на который они рассчитывали для оценки воздействия выброса нефтепродуктов, станут беседы с местными рыбаками о случаях вылова “грязной” рыбы. “Большие пятна нефтепленки могут приводить к мору рыбы, а менее существенные проявления загрязнений можно увидеть по кускам мазута в жабрах или по керосиновому запаху от рыбы”, – поясняет идею представитель “Зеленого маршрута”. Однако, добавляет, что этот источник анализа оказался недоступен, так как оккупанты практически полностью ограничили выход в море для рыбаков из-за военных действий.
Буквально через пару недель после крайнего выезда, эксперты “Зеленого маршрута”, которые уже готовили отчет об отсутствии видимых среднесрочных последствий от аварии танкеров, узнали о том, что выбросы мазута на крымский берег возобновились.
Причем основная часть загрязнений пришлась на западный берег полуострова после сильного шторма.
Наличие “точечных” пятен вынужден был признать даже подконтрольный Кремлю руководитель Севастополя Михаил Разважаев, подчеркнув при этом что массового загрязнениях нефтепродуктами береговой линии нет. Однако, как отмечают экологи, практически вдоль всего побережья от Северной стороны Севастополя до Новофедоровки в Сакском районе, а это около 60 километров берега, зафиксированы многочисленные пятна мазута, замазученных водорослей и мертвых птиц.
“Это абсолютно точно новое загрязнение, так как в наши летние наблюдения входили пляжи Сакского района, на которых несмотря на шторм, не отмечалось никаких признаков наличия в воде мазута. По всей вероятности, запрогнозированные на лето среднесрочные последствия наступили на несколько месяцев позже”, - констатируют эко-активисты.
Причину рецидивного загрязнения местные экологи видят в особенностях морского дна вокруг Крыма и характере сезонных течений. По одной из гипотез некоторый пласт мазута, попавший в декабре прошлого года на дно моря в районе Керченского пролива к лету “прополз” по дну до Южного побережья Крыма, которое является глубоководным. Придонный слой воды в этой акватории имеет всегда достаточно низкую температуру, что удержало пласт мазута от всплытия вверх посреди лета.
“Вероятно, произошел некоторый обмен температурных слоев, так называемая понизовка. Этот мазут приподняло со дна, но не достаточно - чтобы он всплывал на поверхность. В такой ситуации не хватало только сильного шторма, который бы вынес “подвсплывшее” пятно на берег. Именно такой шторм и случился в начале октября, после чего мазут зафиксировали сначала в Алупке, а потом и вдоль всего западного берега Крыма”, - рассуждают в “Зеленом маршруте”.
Также экологи поставили под сомнение, что выбросы в Крыму стали результатом свежего вытока мазута из разрушенного корпуса одного из затонувших танкеров. Однако, если бы пятно тянулось от корабля, то вероятней всего вначале бы загрязнения фиксировались в районе Керчи и Феодосии, потом на Южном берегу и только после этого в Севастополе и западнее него. Впрочем, как отмечают эко-активисты, последствия от новых выбросов, к которым сейчас готовятся в российской Анапе, вполне вероятно дойдут затем и до Крыма. И это еще не считая мазута, который остается внутри затонувших кораблей.
Павел Буранов для INжир media