×
26 июля, 12:35
INжир Медиа

Культурный контр-наступ. Как украинцы начинают давать отпор российскому “гибридно-культурному” влиянию

Под видом всевозможных культурных проектов россияне начали медленное возобновление утраченных позиций на мировой арене. Все чаще на зарубежных сценах стали появляться разные виолончелисты, дирижеры и балеруны, которые после выступления рассказывают благодарной публике, что “все не так однозначно”, “восемь лет дамбили” и про “неонацистов на Майдане”. 

Для чего это нужно российской власти, как это работает и что можно противопоставить ползучему формированию нужных российской пропаганде мифов - читайте в этом материале.

Высокоточное оружие

Если всевозможные “Раша тудей” и “Спутник” придуманы для оболванивания массовой аудитории, преимущественно с низким уровнем критического мышления, то сотни проектов сотрудничества в сфере культуры нацелены на интеллектуальные элиты, до которых дешевыми фейками про “распятого мальчика” не достучишься. Лазейка очень удобная ибо любым европейцам объявлять персоной нон грата почтенного маэстро или отказывать в выступлении очередному юному дарованию – это “зашкварно”. Ведь на завтра в прессе будут десятки проплаченных публикаций с тезисами, что “культура - вне политики” и “в свободном обществе не место цензуре”.

Начало полномасштабного вторжения закономерно повлекло утрату многих площадок, но сейчас россияне все активнее и настойчивей возвращаются и  возобновляют свою культурную экспансию по всему миру. Денег на это не жалеют, потому что среди ценителей Толстого и Чайковского однозначно окажется немало людей из категории “принимателей решений”. Поселить в их головах убеждение, что “у Путина не было другого выбора” или “пора принять реалии на земле” – это дорогого стоит.

Как это работает

Лучше всего принцип “культурного” воздействия проиллюстрировать на каком-то гипотетическом примере. Ну вот скажем, в мае этого года в Праге на международном фестивале выступал один из известных российских гобоистов (музыкантов играющих на гобое) - Федор Освер. Местные чиновники даже признали его лауреатом конкурса “Пражская весна”.

Вот этот Федор заканчивает свое выступление, забирает лауреатский диплом, идет за кулисы общаться с коллегами. И каждому желающему он может рассказать, как ежегодно по нескольку раз бывает в оккупированном Крыму, где по его глубочайшему убеждению, “жить стало лучше, жить стало веселее”. Он горячо говорит о том, что видел собственными глазами и это убеждает слушателей гораздо сильнее, чем слышанные когда-то сухие декларации ООН или отчеты правозащитников.

Потом наверняка и среди зрителей найдется какое-то число желающих прийти на его отдельный творческий вечер, где рассказов про Крым в перерывах между этюдами будет больше, а ключевые нарративы - разнообразней. Например, Федор может поведать душевную историю про своего босса - директора Санкт-Петербургского дома музыки Сергея Ролдугина, которого называют “кошельком Путина”. В этой истории может найтись место и для диктатора, слушающего сонаты со слезами на глазах, мол,  “ничто человеческого не чуждо”. И все это подается очень тонко, завуалированно, да еще и от человека, про которого совсем не ждешь “промывания мозгов”. А если умножить это на десятки таких фестивалей и на сотни “Федоров”?

Ломать можно и нужно

27 июля всемирно известный российский дирижер Валерий Гергиев собирался впервые с начала полномасштабной войны против Украины дать концерт в итальянском Королевском дворце. Но за неделю до выступления концерт отменили из-за информационного и политического скандала, в ходе которого многие лидеры общественного мнения требовали не дать стороннику Путина ни одной площадки в Европе. Под вопросом теперь и гастрольное турне Гергиева в Испанию, запланированное на следующий год.

Определенную роль в этом бою за европейского слушателя сыграли и украинские общественные организации, которые настойчиво трясли итальянских коллег, разгоняли полемику и подбрасывали бетонобойные аргументы, почему друг Путина не имеет морального права быть принятым в Европе да еще и на “королевском” уровне. Судя по многословной и многоканальной реакции российской стороны - удар был болезненным.

А тем временем одиннадцать украинских и международных организаций нанесли следующий - направили обращение к художественным музеям в Мексике и Бразилии, которые заключили меморандум о сотрудничестве с так называемой «Российской галереей искусств» – музеем, который был создан оккупантами в Севастополе.

Представители гражданского общества довели до сведения иностранных музеев, что с момента оккупации Крыма в 2014 году российские музеи на оккупированной территории ведут разрушительные археологические раскопки, а миллионы крымских артефактов были вывезены с полуострова в музеи на территорию РФ. А еще процитировали иностранным музейщикам их же топ-чиновников, которые выступают за территориальную целостность Украины. Обращение было также направлено в дипломатические службы и независимым журналистам в этих странах.

“Надеемся, что это даст эффект. Как минимум осложнит сотрудничество. И чем больше усилий и денег оккупанты потратят тут, тем меньше останется на что-то еще. Чем больше украинцев включатся в оборону культуры, тем меньше успехов будет у исполнителей “гибридно-культурных спецопераций”, – рассказали "INжир media" авторы данной инициативы.

Павел Буранов для INжир media