×
19 октября, 15:36
INжир Медиа

Крым может потерять один из памятников истории крымских татар. На месте "вице-ханского" дворца работают экскаваторы и бетономешалки.

Фото: INжир media
Фото: INжир media

Крым может потерять один из памятников истории крымских татар. На территории, на которой во время Крымского ханства располагался дворец второго человека в государстве – Калги, давно идет стройка. На данный момент возведена часовня, залит фундамент и опорные стены двух этажей довольно крупного здания.

Кто такой Калга, какое значение имеет дворец Калги-султана для истории и культуры крымских татар, что происходит сейчас и как оценивают эту застройку активисты, разбираемся в этом материале.

Кто такой калга?

По сведениям историка Наримана Абдульваапова опубликованным на сайте газеты «Авдет», институт калгайства в Крымском ханстве довольно малоисследованная тема. Мало известно и о дворце калги-султана в Симферополе. Известные его описания пока немногочисленны.

Современные справочные статьи, посвященные институту калгайства, в основном, содержат следующие сведения:

Калгам – титул второго по значимости после хана лица в государственной иерархии Крымского ханства. Должность была учреждена крымским ханом Менгли Гераем I. Калгой избирались, как правило, младшие родственники новоизбранного хана – из числа его братьев, сыновей или племянников. Поскольку должность калги занимали только принцы из ханского рода Гераев, именовавшиеся в Крыму султанами, по отношению к калгам часто использовалось название «калга-султан». Резиденцией калги был город Акмесджит (ныне Симферополь).

Должность калги существовала не только в Крымском ханстве. Исследователями отмечается ее присутствие и других регионах постзолотоордынского пространства, в частности, при хане Большой Орды Шейх-Ахмеде, астраханском хане Дервише Али, возможно, в Казанском ханстве, при хане Сахип Герае.

Данные примеры относятся ко времени, не ранее правления крымского хана Менгли Герая I, с именем которого связывается история появления сана. Существовал ли он в других государствах ранее, остается дискуссионным. Во всяком случае, известный российский историк, автор фундаментального исследования по истории Крымского ханства В.В.Смирнов, считал учреждение сана Менгли Гераем в значительной степени его нововведением. Целью учреждения новой должности, по В.В.Смирнову, было желание изменить «ненадежный» коренной тюркский порядок престолонаследия по старшинству в роде в целом на таковой, при котором власть переходила бы к старшему сыну правящего хана. Для этого, по мнению историка, у Менгли Герая было, по меньшей мере, две причины: «опасение новых смут, которые могли быть произведены претендентами на власть и расшатать едва только сформировавшееся Крымское ханство», и желание «несколько ослабить вассальную зависимость ханства от Османской Порты.

Однажды, когда Менгли Гирай уходил в поход на христианские страны, у него спросили: «Кому оставляете Крым?» На это Менгли Герай ответил «Буюк огълум къалгъай» (Старший сын останется). Когда же хан благополучно вернулся с богатой добычей, он, чтобы утешить Мухаммеда, привыкшего в его отсутствие к роли первого лица в Крыму, выделил ему ежегодную долю доходов от продажи соли и долю от таможенных сборов, а также отдал во владение города Акмесджид и Карасубазар. Затем, получив для сына султанскую грамоту-берат на новоизбранную должность калгай-султана, официально признал его престолонаследником. В качестве калгая, Мухаммед Герай имел свою ставку, своё войско и свою резиденцию в Акмесджиде».

Таким образом, мы можем отметить, что калга-султан в Крымском ханстве играл довольно важную роль, а порой даже оставался править государством, вместо хана, который уходил с войском в поход. Так же он был человеком, который правил в случае смерти хана до восхождения на престол его наследника.

То пивоварня, то стройплощадка

Отсутствие хоть каких-либо достоверных сведений о местоположении дворца были одной из главных проблем поиска на протяжении довольно долгого времени. Только в начале 2000-х годов удалось установить, что место его расположения было на пустыре по улице Воровского в Симферополе.

Предположительно, он был построен вконце XV — начале XVI века на берегу реки Салгир, на территории современного Симферополя, а разрушен во время нашествия армии Российской империи в 1736 году. После аннексии Крыма в 1783 году его частично восстановили, но  по прошествии некоторого времени снова уничтожили.

Спустя пятьдесят лет, в 1832 году, на месте полуразрушенного дворца калги-султана была возведена пивоварня Вайсборда. В 1984 году ее закрыли, после чего разрушили. С того времени этот участок пустовал.

Согласно открытым источникам, от дворца на пустыре не осталось абсолютно ничего и мало что известно о его первичном внешнем виде. Это усложняло и без того не простые поиски. Но с начала 2000-х годов удалось выяснить, что он располагался в районе участков номер 21-23 по улице Воровского. Историки, ссылаясь на письменные труды ученых XX века, долго и упорно пытались добиться придания этой территории статуса особо охраняемой, но безуспешно.

За это время на пустыре, где предположительно располагался дворец калга-султана, не раз пытались начать строительство. В разное время на этом месте планировалось построить то торгово-развлекательный комплекс, то коммерческое высотное жилье, то ледовый дворец, то дворец водных видов спорта.

И каждый раз благодаря неравнодушным людям, активистам и журналистам строительство удавалось остановить. Общественность надеялась, что объект внесут в реестр объектов культурного наследия.

Как остатки дворца "подвинули"

В 2017 году при археологических раскопках на этой территории были обнаружены остатки дворца. Об этом тогда заявил на тот момент депутат российской Государственной думы Руслан Бальбек.

Приведем цитату из статьи, которая была опубликована на сайте «Российской газеты»: "Теперь это место будет включено в реестр памятников археологии, что надежно защитит его от всяческих посягательств застройщиков", - сказал Бальбек. – А мы поможем археологам в их работе, поднимем архивные документы о строениях XIX ввека».

Но несмотря на то, что были найдены практически неопровержимые доказательства места расположения дворца – строительство по соседству с археологическими шурфами практически не останавливали. Пока решался вопрос о статусе найденного объекта, по соседству с ними внезапно вырос забор и можно было наблюдать, как за ним поднимаются дома.

Тем временем, в одном из шурфов историки нашли средневековую кладку, много строительной керамики, керамический водопровод, осколки фарфоровой и стеклянной посуды.

- Такие же керамические трубы найдены при раскопках в Ханском дворце Бахчисарая и Старом Крыму. Судя по диаметру труб, они могли вести к фонтанам, которые были во дворце, - рассказывал тогда руководитель работ заведующий кафедрой истории КИПУ, научный сотрудник института археологии Крыма Эмиль Сейдалиев. - Среди находок - две монеты периода Крымского ханства, на которых есть имена ханов, при которых они отчеканены. С их помощью мы сможем точно датировать остальные находки.

Опираясь на все вышеперечисленное крымскотатарская общественность пыталась защитить место – проводились круглые столы, выпускались резолюции. Даже Духовное управление мусульман Крыма выступило с заявлением о том, что необходимо прекратить строительство.

В итоге администрация Симферополя подала к владельцу одного из двух участков Оресту Шаярлиеву иск о признании построек на Воровского, 21а, самовольными. В иске чиновники настаивали на сносе зданий.  17 сентября 2019 года Киевский районный суд Симферополя отказал мэрии в удовлетворении иска. Администрация подала апелляцию на это решение. И почти через год Верховный суд Крыма 9 июня 2020 года казалось бы поставил точку в этом вопросе - решение суда первой инстанции отменили, иск администрации города удовлетворили.

А потом история вокруг участка получила неожиданное продолжение. 19 марта 2021 года Совет министров Крыма принял постановление, которым поменял границы этой особой охранной зоны и исключил из нее спорный участок. В документах отмечается что, якобы археологи углубились на глубину 2,5-3 метра и никакого культурного слоя там не нашли. Были под землёй руины дворца, но "подвинулись" в сторону, чтобы не мешать застройке участка. Изменение границ означает, что на участке теперь можно строить все, что придет в голову его хозяину.

Сейчас уже на месте этого участка возведена часовня, залит фундамент и опорные балки будущего строения.

Методичное уничтожение памятников

На своей странице в Фейсбук и в своих интервью общественный активист, глава избирательной комиссии Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев неоднократно высказывался по вопросу строительства на месте нахождения дворца Калга-Султан. По его мнению, это планомерное уничтожение памятников архитектуры и, соответственно, истории.

– Мне неоднократно приходилось говорить о том, что в Крыму идет методичное и целенаправленное уничтожение памятников истории и культуры крымских татар. Ярким тому примером является ситуация с историческим местом в Симферополе, где ранее располагалась ставка наместника крымского хана – Калга Султан. Местом, где планировалось проведение археологических раскопок и возрождение исторического комплекса Калга Султан и Салгир Баба, что в очередной раз показывало бы более древнюю историю города, - сказал Заир Смедляев.

По его словам, предполагалось, что после 2014 года все вопросы охраны и развития этих территорий будут регулироваться при участии муфтията Крыма.

- Однако в силу каких-то обстоятельств, либо элементарного нежелания заниматься этим вопросом, земли, чудесным образом, перекочевали в частные руки и теперь там строится часовня и что-то еще, никоим образом не напоминающее о крымских татарах.

Историк Эдем Велиляев также, как и многие другие, говорит о том, что это место имеет огромное значение для крымских татар. По его мнению, этот дворец второго человека в Крымском ханстве мог бы быть выдающимся памятником архитектуры Симферополя и Крыма.

– Это свидетельство того, что Акъмесджит существует уже очень давно, а также одно из свидетельств власти крымских ханов, - сказал Эдем Велиляев. – у Калга-султан была такая же администрация, как и у хана. Поэтому это не просто дача, а один из политических, экономических и дипломатических центров государства.

В подтверждение своих слов историк процитировал выдержку из одного из документов, сохранившихся с того времени: «Он (калга) имел право от своего имени издавать ярлыки (приказы и распоряжения), а также вести переписку с правителями других государств. Русскими царями, польскими королями и черкесскими беями калгаю и его близким направлялись отдельные дары и выплачивалась дань».

По мнению Эдема Велиляева, весьма вероятно, что масштабные раскопки показали бы, наверное, не только дворец, а и мечеть, баню и, может, медресе и кладбище.

– Да, это достоверно неизвестно, конечно, надо искать описания, но логично! Думаю, что и архитектура должна была бы напоминать архитектуру Хансарая. Только в несколько меньшем масштабе.

Осман Айдеров для "INжир media"