×
23 апреля, 20:13
INжир Медиа

Хуже, чем в Сомали: на каком месте Крым по уровню политических и гражданских свобод

Территория оккупированного Крыма снова вошла в десятку самых несвободных регионов планеты по оценкам ежегодного исследования FreedomHouse о гражданских и политических свободах в мире.

Какие факторы привели к тому, что по уровню свобод полуостров оказался в рейтинге ниже, чем Сомали и чуть лучше, чем Экваториальная Гвинея,   читайте в нашем материале.

Как считают

Рейтинг свободы, который составляется каждый год начиная с 1972 года, включает в себя всего два блока вопросов – про политические и гражданские свободы населения той или иной страны. Кроме того, FreedomHouse оценивает эти показатели в отдельных регионах, юрисдикция которых не признана мировом сообществом, но территория которых закреплена границами и контролируется какими-то очевидными субъектами власти. В эту категорию с 2014 года оказался включен и Крым.

Политические свободы экспертами оцениваются в трех направлениях – избирательный процесс, свобода политической деятельности и работа правительства. Чем больше положительных ответов на вопросы в этих направлениях – тем больше баллов, которые в итоге влияют на место региона или страны в общемировом рейтинге. Кроме того, особняком в исследовании стоит вопрос, который касается принудительных демографических изменений. Если в регионе фиксируются подобные процессы, от общего рейтинга аналитиками может быть «отминусовано» до 4 баллов, в зависимости от обстоятельств (чем хуже ситуация, тем больше очков может быть вычтено)

Что касается гражданских прав, то они представлены в четырех направлениях -   свобода выражения мнений, права на собрания и общественную деятельность, верховенство закона и личные права. Отдельного вопроса, который бы приводил к вычитанию каких-то баллов в этом блоке нет.

Если по любому из вопросов не происходило за год существенных улучшений или изменений, рейтинги по этим показателям берутся по результатам прошлого года.  Максимальное значение в блоке политических свобод составляет 40 баллов, а минимальное – минус 4 балла. Максимальное значение в блоке гражданских свобод – 60 баллов, а минимальное – ноль. Сумма этих баллов определяет рейтинг свободы региона или страны. Самыми свободными признаны страны Скандинавского полуострова, набравшие максимальные показатели в 100 баллов. Хуже всего ситуация со свободами обстоит в Сирии и регионе Тибет, которые набрали всего по 1 баллу.

Где Крым

Всего в исследовании были собраны данные из 210 стран и регионов. Крым оказался по уровню свободы на десятом месте с конца, набрав в общем итоге 7 баллов. Согласно рейтингам, на полуострове все гораздо лучше со свободами, чем на территории Сирии и Тибета (по 1 баллу), Туркменистана, Эритреи и Южного Судана (по 2 балла), Северной Кореи (3 балла), оккупированных территорий на востоке Украины и Западной Сахары (по 4 балла), а также немного лучше, чем в Экваториальной Гвинее, у которой 5 баллов.

При этом свободнее, чем в Крыму чувствуют себя граждане Сомали и Саудовской Аравии (по 7 баллов), Таджикистана (8 баллов), а также Китая и Центральной африканской республики (по 9 баллов). Про все остальные регионы, включая страны с жестким тоталитарным режимом и «серые зоны» даже говорить не приходится – все они по оценкам экспертов имеют гораздо больший набор прав и свобод, чем перечисленные. 

Примечательно также, что в сравнении с прошлогодним отчетом Крым стал за 2020 год более несвободным. Его рейтинг снизили с 8 до 7 баллов. При этом политические свободы находятся на уровне отрицательных величин из-за очевидных демографических процессов переселения россиян, а гражданские «потеряли» один балл в разделе свободы вероисповедания. Авторы отчета отмечают, что оценка снижена с 1 до 0 из-за эскалации преследований мусульман, украинских православных общин и членов "Свидетелей Иеговы".

Политические права ниже плинтуса

В этом разделе аналитики актуализировали ситуацию с нарушениями избирательных прав крымских татар, помянув не только Меджлис, деятельность которого запретил российский суд, но и заведенные в 2020 году уголовные дела в отношении Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова. Но поскольку в этом разделе и так стоял ноль, уменьшать рейтинг по этим вопросам оказалось некуда.

Примечательно, что в отчет не были включены факты о принуждении крымчан к голосованию за поправки к российской Конституции, которое состоялось в июле прошлого года. Но в целом практика тотального контроля и принуждения к волеизъявлению на территории Крыма была отражена в анализе политических свобод и также как ряд других показателей оценена в ноль баллов.

Любопытной стала и оценка прозрачности работы крымского правительства. По оценкам экспертов, граждане полуострова «с трудом получают информацию о работе своего правительства», а особенностью 2020 года стали обвинения в том, что местные чиновники скрывают реальную ситуацию с пандемией на территории Крыма. В результате – все тот же ноль баллов.

В отрицательную величину политические свободы закатились из-за влияния оккупационной власти на демографический состав населения Крыма. Составители отчета указывают на сотни тысяч «людей из России, включая российские войска, гражданский персонал и их семьи», упоминают о военном призыве крымчан в российскую армию и меры по выдавливанию с территории украинцев и крымских татар. За все эти действия региону присвоено «минус два балла».

Гражданские права по мизеру

На нуле в Крыму оказалась свобода слова, возможность проводить собрания и беспрепятственно заниматься общественной, в том числе правозащитной деятельностью. В число актуальных фактов авторы внесли запрет на массовые мероприятия в связи с пандемией, а также приговор координатору «Крымской солидарности» Серверу Мустафаеву, который получил срок в 14 лет по обвинению в терроризме.

На ноль умножены в Крыму независимая судебная система, соблюдение правовых процедур и защита от незаконного применения физической силы. В качестве доказательств авторы приводят данные из отчета Управление Верховного комиссара ООН по правам человека за сентябрь 2020 года, в котором отмечается, что фиксировались факты «инсценировки казней, избиений, применения электрошока и сексуального насилия. Жертвы пыток не имеют возможности обратиться в суд, что позволяет силам безопасности действовать безнаказанно».

К числу наименее ограниченных свобод на полуострове в FreedomHouse отнесли личные права граждан. В частности, равные возможности труда и свобода выбора семьи получили по два балла. Набрать больше не помогло бездействие власти в сфере домашнего насилия и преследование трудовых мигрантов.

К числу сомнительных оценок стоит отнести один балл за свободу передвижения, поскольку оккупационные власти воспользовались пандемией и в разы сократили свободу передвижения для крымчан, оставив им право однократного выезда с оккупированной территории. Этот факт не отражен в отчете, хотя заслуживает внимания и по большому обнуления данного вида личных свобод.

Еще одним дискуссионным моментом является утверждение о наличии частичных свобод на право ведения бизнеса и владения частной собственностью. При том, что в отчете упоминается про Указ российского Президента о конфискации собственности у иностранных граждан в Крыму, эксперты не дали этому факту надлежащей оценки. Также в разделе ни словом не упоминаются действия крымских властей в отношении земельных участков на «полянах протестов» и другие проекты, нивелирующие институт частной собственности.

Что в итоге

Никаких предпосылок к тому, что оккупационные власти в ближайшее время начнут менять свое отношение в сторону расширения спектра свобод, не наблюдается. Введение новых ограничений на въезд, заявления о пытках, преследование журналистов и даже целых редакций, наращивание военной группировки – все эти события уже нынешнего года указывают на то, что в ближайшей перспективе у Крыма нет никаких шансов выйти из десятки самых несвободных регионов планеты. Напротив, не исключено, что вскоре по количеству баллов в этом рейтинге оккупированный полуостров сравняется с Северной Кореей.

Павле Буранов специально для проекта InЖир Media