Крым, помимо своей богатой истории и довольно большого количества памятников архитектуры, всегда привлекал туристов своим мягким климатом и необыкновенно красивой природой. Можно смело утверждать, что природа – это тоже кладезь, богатство полуострова, которое можно было бы использовать для развития туризма. Но это, видимо, не в приоритете у "властей", ведь из года в год они продолжают её уничтожать. Озеро Донузлав, Бакальская коса, гора Агармыш - этот список можно не просто продолжать, а каждый год дополнять каким-то новыми природными объектами, павшими жертвой новых карьеров.
В этом материале мы поговорим о горе Агармыш, о том, какое сейчас ее состояние, продолжает ли действовать карьер и чем это чревато для Старого Крыма и полуострова в целом.
Агармыш, в переводе с крымскотатарского «седой» - горный массив в Крыму, самая восточная часть внутренней гряды Крымских гор. Его наивысшая точка – гора с одноименным названием – располагается недалеко от города Старый Крым.
На территории массива еще при Советском Союзе был оформлен статус комплексного памятника природы общегосударственного значения «Агармышский лес». С точки зрения законов, несмотря на развал СССР, ничего не поменялось при Украине. После 2014 года также никто не снял с Агармышского леса статус заповедника.
Поискав информацию о горе Агармыш, в открытых источниках можно найти информацию о том, что в середине прошлого века экспедиция Академии наук СССР нашла в долине под горой стоянку древнего человека. Согласно этим данным, минимальный возраст находки – 50 тысяч лет. А профессор Марк Крамаровский на встрече с жителями Старого Крыма сказал, что на протяжении уже 14 000 лет на месте города живут люди и что это все доказывают археологические находки.
Следует отметить, что сам массив очень богат на пещеры. Как утверждают спелеологи, этот горный массив мог бы стать довольно интересным для любителей полазить по пещерам. Несмотря на то, что они и не такие сложные по своей проходимости. Только по официальным данным там их чуть более десятка, но вполне возможно, что не все открыты и известны.
С 2014-го года, мы все наблюдаем, как Крым медленно, но уверенно превращался в одну большую стройку. Обратившись к новостям того периода, можно заметить, что, согласно их сведений, добывающая промышленность Крыма существенно просела. Добыча в карьерах тогда сократилась более чем на треть. В то же время вся эта стройка требовала существенного обеспечения гравием, песком и щебнем.
Некоторое время эти нужды удовлетворялись за счет привоза строительных материалов из близких к полуострову регионов России. Но подсчитав траты, «строители» пришли к выводу, что это в три раза дороже, чем могло бы быть, если бы все нужды были бы закрыты в Крыму. Таким образом в правительстве решили, что нужно больше карьеров.
В начале 2016 года в Крыму, по данным республиканского министерства строительства, было порядка 300 карьеров, из которых в активной разработке была половина, а еще 26 готовились к открытию. А за два следующих года еще чуть менее чем 100 компаний получили лицензии на добычу природных ископаемых. Таким образом, чтобы реализовать федеральные проекты – в первую очередь трассу «Таврида» - добычу увеличили в сотни раз. Только между 2016 и 2017-ми годами она составила 246 процентов!
Одним из работавших тогда и, соответственно, получивших лицензию от министерства экологии на добычу полезных ископаемых было ЗАО «Старокрымский карьер».
Не стоит обманываться тем, что эта проблема на полуострове появилась только после оккупации Россией. Нет, еще при Украине карьер работал, хоть и добыча проводилась не так активно.
Также стоит отметить, что долгое время на горе Лысый Агармыш работали целых два карьера. Первый, тот, о котором говорилось выше, а второй – ООО «Крымское карьероуправление».
Крымские экологи, общественные деятели и местные жители долгое время жаловались на их работу, которая мало того, что наносила дискомфорт для жизни, так еще и негативно влияла на общее состояние экологии. И жалобы на добычу возымели частичный эффект - у одной из карьерных компаний лицензию все же отозвали. После долгих судебных споров выяснилось, что компания «Карьер старокрымский», который действовал еще с середины 1970-х годов незаконно получил документы на работу и в сентябре 2019 года компания прекратила свою работу.
Кстати, об этом факте, как о большой победе, тогда трубили многие крымские политики. В их числе был и “депутат Государственной Думы” от Крыма Руслан Бальбек. Так, в интервью «Российской газете» он сказал: “Глава администрации города Старый Крым Григорий Балабанов получал тысячи обращений от горожан с просьбами остановить работы в карьер. Во время одного из моих визитов в район он пожаловался, что у них не получается решить проблему. Я обратился к главе РК Сергею Аксенову, который поручил разобраться в законности деятельности карьера. В результате проверки лицензия на деятельность ЗАО была приостановлена. Суд постановил его отменить. Решение вступит в силу через 30 дней. Я очень рад, что наконец жители Старого Крыма смогут жить спокойно”.
Но, возможно депутат не был в курсе о том, что там работали два карьероуправления. Либо сознательно умолчал о втором, срок действия лицензии которого несколько ранее был продлен до 2036 года не смотря на обещания Сергея Аксенова про то, что карьер будет закрыт полностью.
Кстати, тут нужно отметить, что в открытых источниках «Крымское Карьероуправление» связывают с экс-министром крымского министерства промышленной политики Андреем Васютой.
Говоря об экологии, кажется, что все понимают, что все эти работы негативно на нее влияют. За все время работы карьеров на Агармыше произошли значительные изменения экологической обстановки, как в регионе горы, так и в регионе влияния.
Это, помимо того, что в городе и возле него постоянно висит пыль. Высота Лысого Агармыша за эти годы уменьшилась практически на 100 метров. Это в свою очередь, по словам экологов, повлияло на распределение воздушных потоков.
Также, постоянные взрывы в карьерах приводят смещениям в скальных породах массива, в результате чего происходят обвалы в полостях Агармыша. А это меняет течения в подземных реках. Некоторые родники исчезают, так как водяные пласты, питающие эти родники, уходят глубже под землю. Исчезновение водяных пластов в свою очередь ведёт и к высыханию целых частей леса.
Об этих же фактах говорит и активист, председатель Избирательной комиссии Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев.
"Уничтожается уникальный ландшафт Крыма, что через некоторое время изменит и климат. Варварское уничтожение парков и вырубка деревьев, добыча строительных материалов наносят непоправимый вред экологии полуострова. Одним из ярких примеров такого вредительства является добыча строительного камня на горе Агармыш",- говорит Заир Смедляев.
По его информации, из-за постоянных взрывов, производимых при добыче камня, пересохли колодцы в близлежащих населенных пунктах и усиливаются ветра.
"Складывается впечатление, что Крым с его древней историей, культурой и уникальной природой не интересен власти, им нужна лишь военная база и небольшой персонал для ее обслуживания", - добавил Заир Смедляев.
19 августа 2021 года на многих крымских сайтах появилась информация, что карьер по добыче строительного камня на горе Лысый Агармыш прекращает работу в связи с частыми обращениями граждан и негативным влиянием на экосистему.
Приведем цитату "министра" сельского хозяйства Крыма Андрея Рюмшина, опубликованную в новости «Крымского информационного агентства»:
"Распоряжением Главы Республики Крым от 18 августа 2021 года, деятельность юридического лица по осуществлению разведки и добычи известняков и конгломератов, пригодных для производства щебня строительного и камня бутового на участке «Лысый Агармыш», расположенном на территории Кировского района Республики Крым, подлежит прекращению, а приказ Министерства экологии и природных ресурсов о выдаче лицензии – отмене".
Мы решили выяснить, прекратил ли работу карьер и какой ущерб понесли жители Старого Крыма от его работы. Выехав в Старый Крым, корреспондент попытался попасть на сам "закрытый" карьер. Попытка оказалась неуспешной.
Сразу хотелось бы отметить то, что слово «закрытый» взято в кавычки не случайно. Ведь даже будучи еще далеко от входа в карьер, было заметно, как экскаваторы и грузовики разъезжали по его территории.
Подойдя чуть ближе, стал виден шлагбаум и будка, в которой находился охранник. Увидев приближающегося человека, он сразу же вышел навстречу и предупредил, что дальше охраняемая зона, что туда пройти нельзя и что могут даже привлечь к ответственности.
“Здесь – карьер, это режимный объект и посторонним сюда нельзя. Здесь везде камеры и начальство следит. Я не смогу пропустить вас, за это потом влетит всем - как мне, так и вам. Тем более, если вы будете фотографировать все это”, - заявил охранник, который не представился.
После неудачной попытки попасть на карьер, мы решили поговорить с местными жителями.
– Уже нет никаких сил бороться с этой варварской работой. Мы все уже на пределе, уже кто только не приезжал и не говорил нам о том, что карьер закроют, но воз и ныне там. Все местные жители уже писали во все инстанции, подавали во все суды. А воз и ныне там. Наверное, только президент еще сюда не приезжал, - жалуется местная жительница Айше.
– Знаете, из года в год становится все хуже. Я здесь живу уже более 30 лет. Да, здесь и раньше добывали эти камни, но раньше как-то меньше было что ли. В последние пять-шесть лет – просто невозможно продохнуть. Каждый день какой-то шум, пыль, взрывы, ещё что-то, - говорит Константин.
Большинство жителей, с которыми удалось пообщаться, про решение властей о прекращении работы карьера ничего не слышали.
– Решение? Впервые слышу, никто ничего такого не говорил и нигде этого не видел. Даже если решение было, возможно они и останавливали свою работу на несколько дней, но видимо ненадолго. Да вы сами можете убедиться если проедете туда, - удивился нашим словам пожилой местный житель по имени Эскендер.
– Да ладно? Пока что не видел, что там прекратили работу, но может быть решение еще не вступило в силу. Но то, что их работы там уже навредили нам, местным жителям, это уже точно. У меня весь дом в трещинах и в скважине воды практически нет. Мутная идет даже после очистки, - сказал еще один из местных жителей, не пожелавший представиться.
Осман Айдеров для INжир media