Глава оккупационной власти Крыма Сергей Аксенов заявил, что укомплектованность медицинскими кадрами в регионе зашкаливает за девяносто процентов.
Насколько соответствуют действительности такие утверждения и о чем из обещанного медикам в начале этого года оккупационные крымские чиновники сейчас предпочитают не вспоминать - в этом материале.
В феврале “глава Республики” утверждал, что в Крыму наблюдается нехватка около пятисот врачей и тысячи других медработников. Видимо, цифры были “слегка” округлены, потому что спустя всего два месяца, отчитываясь перед российским президентом, Аксенов уже говорил про шестьсот врачей и 1700 других медработников. Однако, к концу года, уже не рискуя называть числа, коллаборант заявил про укомплектованность медучреждений на уровне 92-96 процентов.
Все приведенные цифры выглядят фантастично неправдоподобными, потому что еще три года назад в крымском минздраве говорили о нехватке шести с половиной тысячах медиков. И с тех пор на протяжении двух лет ситуация только ухудшалась, что зафиксировал даже склонным к оптимизму “Крымстат”. Согласно статистическим данным за 22-23 годы число медработников сократилось почти на полторы тысячи человек.
Поэтому год начали, грубо говоря с отрицательным балансом на уровне восьми тысяч душ. И не имея никаких реальных предпосылок для решения давней проблемы, не предпринимая никаких заметных шагов, закрыть проблему чиновники могли разве что на уровне своих заявлений. Чем не выход? Московские кураторы все равно пересчитывать не будут, а мнение простых крымчан, сталкивающихся каждый день с нехваткой врачей, мало кого интересует.
С разного рода обещаниями построить, отремонтировать и закупить в этом году всякого разного для медицины - тоже вышло не совсем. Например, обещали купить для больниц 44 “Лады-Гранты”, но почему-то по итогу приобрели на семь штук меньше и в полтора раза дороже их стоимости в салоне. Причем чиновники уверяли, что докупят их позже, но сведений об этом заказе на сайте госзакупок найти пока не удалось.
Вроде должны были еще в первой половине года в Джанкой привезти магнитно-резонансный томограф, но в конце декабря он так и не появился. Может где-то потерялся в пути. Также как “потерялось” строительство модульного здания операционной при 7-й городской больнице Симферополя или капитальный ремонт лечебного корпуса районной больницы в поселке Советском.
А еще в январе крымский "министр" здравоохранения Константин Скорупский уверял, что до конца года будут построены восемь новых подстанций неотложной помощи в разных регионах Крыма. В октябре Аксенов сообщил только про две и пообещал до конца года закончить строительство третьей, в Саках. Эту многострадальную подстанцию возводят уже три года и обещали сдать еще в декабре 2023-го. За неделю до конца этого года строительство по-прежнему продолжается.
Вообще, возведение объектов здравоохранения в этом году не задалось. Практически каждый месяц пропаганда рассказывала про завершающую стадию работ на двух масштабных стройках поликлиник в районе ГРЭСа и Балаклавской. Российский министр здравоохранения анонсировал открытие до конца года. Потом как-то резко про них говорить перестали. И только благодаря грандиозным планам по дальнейшему строительству, которые озвучил недавно “спикер” подконтрольного оккупантам крымского парламента Владимир Константинов, стало ясно - в этом году ни одну из поликлиник не откроют, обещают в следующем.
Но это не точно. Потому что 1,9 миллиарда на открытие поликлиник щедро отсыпала Москва в рамках своей программы “Здравоохранение”, которая формально в этом году заканчивается. Будет ли она продолжена в следующем году, учитывая особенности российского бюджета и общую экономическую ситуацию - большой вопрос. Как, собственно, и вопрос целесообразности ее пролонгировать для Крыма. Ведь по всем показателям местные чиновники план выполнили и перевыполнили. Даже по недостроенным поликлиникам, подстанциям и потерявшимся томографам.
Однако, откровенно удивила в отчете по реализации программы скромность местных коллаборантов в графе “процент удовлетворенности населения медицинской помощью”. При том что составители абсолютно беззастенчиво “заселили” все пустующие сельские ФАПы и амбулатории несуществующим медперсоналом и беззастенчиво задрали показатели посещений этих неработающих учреждений, именно в этой позиции была проявлена разумная сдержанность. Вместо запланированных 46 процентов осчастливленных ремонтами и стройками крымчан, в минздраве зафиксировали всего-то перевыполнение на восемь процентов.
Догадались, наверное, что каждый второй на полуострове довольный местной медициной - это уже перебор. Потому что узких специалистов нет не просто в отдельно взятой поликлинике или больнице, а вообще в радиусе 100-150 километров. Потому что на прием к врачу электронная очередь, но минимум час надо просидеть дополнительно. Потому что лекарства назначают не те, которые надо по ситуации, а те, которые спустили “сверху” в плановом порядке. Потому что скорых две на район и на неотложный вызов по инфаркту она едет минимум час, а на несмертельные вообще не приезжает. Продолжать список поводов для “удовлетворенности” крымчан системой здравоохранения можно долго, но на положительные выводы и успехи национальной программы “Здравоохранение” это абсолютно никак не влияет.
Павел Буранов для INжир media