×
20 сентября, 15:47
INжир Медиа

Формула Сикорского. Что не так с идеей польского министра иностранных дел про ООН в Крыму

Несколько дней назад глава польского внешнеполитического ведомства заявил, что неплохо было бы вопрос Крыма решить на референдуме, лет через двадцать. А пока отдать территорию под управление ООН.

Почему такое предложение не выдерживает никакой критики и зачем это понадобилось Польше, разбираемся в этом материале.

Гоблин и “голубые каски”

Начать можно с того, что у ООН нет серьезной практики управления какими-то территориями. Есть масса миротворческих миссий и операций в Африке, где "ооновцы" по большому счету выступали посредниками и “примиретелями” между двумя воюющими странами или разруливали страсти на территории, где шла гражданская война.  В основном в таких миссиях основными видами деятельности у них были задачи по восстановлению мира, стабильности и правопорядка, гуманитарная помощь, а также содействие в организации и наблюдении за выборами.

Вот с выборов и начнем. Двадцать лет “до референдума” кто будет представлять законодательную власть на полуострове и органы самоуправления? Этих депутатов будут выбирать по российскому законодательству с “онлайн-голосованием” и “выездными” участками, которые дали на последних выборах накрутку явки в два раза? Или по украинским правилам, которые исключают участие российских политических сил?

Можно, конечно, предположить, что ООН в рамках своего мандата введет какие-то отдельные демократические процедуры для волеизъявления. Но только если взять ситуацию, как она есть сейчас, то никакие внешние игроки просто не приживутся на полностью зачищенном под потребности Аксенова и Константинова электроральном поле. И выйдет так, что международная структура выступит исключительно в качестве инструмента легализации “Гоблина” и компании в кабинетах крымской власти.

Именем Генсека

Есть и другие проблемы, на которые в ООН вряд ли готовы будут ответить. Например, о правилах ведения бизнеса. Налоги будут платить в какой бюджет? И в какой валюте?  А зарплаты в разных структурах кто будет выплачивать? Особенно, с учетом того, что Крым всегда был дотационным регионом, что до оккупации, что тем более после нее. Есть, конечно, в структуре ООН международный валютный фонд, но только он создавался определенно не под такие задачи.

Те же вопросы и по судебной ветви власти. По каким законам будут выноситься вердикты? Отдельно пропишут для крымчан “подмандатные акты” - не российские и не украинские? А вышестоящей инстанцией для обжалования будет Генеральный секретарь ООН, видимо. Ну и ключевой вопрос - кто будет назначать судей и что станет с теми, которые сейчас покорно выполняют любое распоряжение сотрудников российского ФСБ?

Во всех предыдущих миссиях миротворцы опирались на какой-то субъект с властными полномочиями. И только помогали этому субъекту в его работе, а не брали на себя функции управления образованием, транспортом, экономикой и другими сферами жизни. В ситуации с Крымом ни одна из сторон не готова, чтобы таким субъектом был оппонент, иначе исход референдума будет определен задолго до истечения двадцатилетнего срока. И эту “экзистенциональную” проблему под эгидой ООН точно не решить.

Зачем это полякам

Едва ли опытный в международной политике дипломат, которым является Сикорский, не понимал хотя бы в общих чертах вышеизложенную проблематику. И едва ли у него имеется слепая вера в способность ООН, особенно в его нынешнем беспомощном состоянии, к сколько-нибудь быстрым, комплексным и категоричным действиям, которые требуются для введения управления Крымом под мандатом организации.

Варианта, которые бы объясняли, зачем это было надо полякам, как минимум два. Первый заключается в том, что это такая экстравагантная заявка Польши на роль посредника в будущих переговорах. Сейчас только ленивый не предлагает свое видение того, каким должен стать послевоенный мир и какой - конфигурация границ. При этом каждая страна хотела бы выступить посредником в сделке века, потому что это сулит свои политические “проценты”.

Второй вариант - это “ответка” на недавнюю публичную перепалку, которую устроил Президент Украины Владимир Зеленский. Безусловно, это не в чистом виде месть за нанесенную обиду - так в дипломатии не работает - а часть невидимых простому глазу процессов. Например, украинские власти стали слишком активно давить в НАТО по вопросам вовлечения их ПВО в отражение потенциально опасных дронов на границе военного блока. Это дорого и не в интересах Польши, поэтому она против. А чтобы угомонить настырных украинских соседей в продвижении этой темы, для поляков уместными могут быть и заезженный раздражитель “Волынской резни”, и экзотические предложения о будущем Крыма. Такой прозрачный намек, что Польша из “ястребов” может перебраться в клуб “деэскалаторов”, если кого-то что-то не устраивает.

Павел Буранов для INжир media