Оккупационные чиновники объявили о том, что пустят с
молотка Евпаторийский и Ялтинский торговые порты.
Какие грандиозные перспективы
развития этих объектов так и не произошли, насколько убитое состояние портовой
инфраструктуры и почему продажа двух портов – это довольно знаковое событие в
экономике полуострова – читайте в этом материале.
“Крым географически самый близкий к арабским странам регион России, обладающий многочисленными морскими портами, широкими логистическими возможностями для организации экспортно-импортных операций с государствами арабского мира”, – цитируют пропагандисты слова крымского “вице-премьера” Георгия Мурадова на одном из мероприятий в Дубаи. И добавляют, что конечно же представители деловых кругов арабских стран проявили большой интерес к возможностям развития прямого сотрудничества с крымскими предприятиями.
Но “большим интересом” все и ограничилось – арабские шейхи не достаточно впечатлились близостью подсанкционных крымских портов и караваны судов сюда не пошли. Разница в пару сотен лишних километров - явно не тот аргумент, который преобладает над существующими рисками. А других бонусов оккупанты предложить видимо не смогли.
Впрочем, еще за четыре года до “арабских фантазий” компетентные люди уже оценили потенциал “экспортно-импортных операций” крымских портов вполне прагматично: “Функционирование всей транспортной логистики в регионе существенно сместится к автомобильным и железнодорожным перевозкам, а значительная часть существующих портовых мощностей (при сохранении санкционного режима) фактически останутся невостребованными”, – констатируют авторы Концепции развития портовой инфраструктуры Крыма до 2030 года.
Как-то так получилось, что оккупанты, от которых некоторые местные жители ждали небывалых вложений в местную экономику, банально “не потянули” поддержание в нормальном состоянии всего нескольких транспортных объектов. “К сожалению, большинство гидротехнических сооружений в Ялтинском и Евпаторийском портах выведены из эксплуатации вследствие значительного износа и требуют реконструкции”, - сетовали в пресс-службе “министерства транспорта” Крыма в позапрошлом году.
Кроме того, флот предприятия "Крымские морские порты" имеет возраст в районе 45 лет, изношен более чем на девяносто процентов и не может быть использован для морских перевозок. Всего к 2023 году в Ялтинском порту на балансе оставалось всего три судна, которые могут перевозить пассажиров. Потребности для нормального обеспечения пассажирских перевозок оценивались в десять новых судов.
При этом в крымском минтрансе подчеркнули, что видят своей основной задачей включить 34 аварийных объекта и десять новых кораблей в Федеральную целевую программу развития Крыма, финансируемую из российского бюджета. Предварительная стоимость работ по строительству и реконструкции портовой инфраструктуры на тот момент оценили в семьдесят миллиардов рублей. Но источник финансирования этих работ так и не был определен.
Как оказалось, в Кремле к тому времени сформировались другие планы относительно транспортного потенциала оккупированной территории. “Недавно переехавший из Москвы и никогда не работавший в морских портах новый начальник Евгений Шманов не смог представить ясный план развития предприятия, приватизации которого опасаются люди”, – рассказывает один из ялтинских журналистов. Вместо этого он стал массово увольнять работников Ялтинского порта, включая экипажи всех теплоходов и высококвалифицированные кадры ремзоны.
Уже тогда ялтинцы стали высказывать предположения, что объект запланировали передать другу российского диктатора и олигарху Юрию Ковальчуку. В прошлом году были закончены все подготовительные мероприятия приватизации порта, а в апреле этого года выпустили “спикера” крымского парламента с заявлением о том, что оказывается, наиболее перспективным направлением для Ялтинского морского порта является развитие морского пассажирского сообщения, а также яхтенного туризма. “В планах – создание развитой сети гидротехнических сооружений, в том числе яхтенных марин”, - заверил глава местного оккупационного парламента.
Такие же перспективы он обрисовал и для перепрофилирования Евпаторийского порта, подчеркнув зачем-то, что этот порт практически не замерзает (хотя все порты полуострова практически не замерзают). Кому из друзей Путина достанется марина на западном побережье, станет известно 1 августа, когда пройдут торги по продаже этого объекта. Стартовая цена за весь торговый порт – 192 миллиона рублей. Это стоимость 500 квадратов коммерческой недвижимости в Москве. А пока счастливый обладатель не определен, можно лишь с уверенностью сказать, что покупатель этого лота отправляясь на своей яхте в гости к другу российского диктатора Ковальчуку на его ялтинскую марину, сможет по пути заглянуть к другим друзьям диктатора - братьям Ротенбергам, которые уже строят свою марину в живописной бухте Балаклавы.
Транспортная инфраструктура - это один из элементов потенциала развития региона. Если она есть, то есть и теоретический шанс для роста. Если она сокращается, то желающих вкладываться в развитие экономики полуострова точно не прибавится. При том, что очередь из реальных инвесторов, готовых строить новые производства в Крыму и так пока не наблюдается.
Но оккупантов похоже экономические перспективы не сильно заботят. Главное, что у российских олигархов будет достаточно яхтенных стоянок, а местным жителям всегда можно рассказать, что “портовую инфраструктуру сберегли для будущего”, которое уже скоро станет светлым и радостным.
Павел Буранов для INжир media