×
18 декабря, 12:48
INжир Медиа

Черное море ждут “черные времена”. Подробности о масштабном разливе мазута и прогнозы экологов

После кораблекрушения двух танкеров с мазутом посреди Керченского пролива экологи говорят о самой масштабной техногенной катастрофе в этом регионе.

Что уже произошло, о чем молчат российские власти и к каким последствиям может привести авария в будущем - разбирались в этом материале.

Нарушали правила


В воскресенье из-за семибалльного шторма два танкера типа “Волганефть” получили серьезные повреждения. У одного оторвало нос и корабль затонул, другой успел зайти на мель, несмотря на серьезное повреждение корпуса. В обоих случаях произошло разлитие нефтепродуктов, которые перевозились на этих кораблях.

Причиной катастрофы стало грубое нарушение требований безопасности судоходства, когда суда типа “река-море” не имели права на перемещение в экстремальных погодных условиях. Как отмечают эксперты, высота волн и сила ветра были значительно выше допустимых показателей для такого типа кораблей. Кроме того, сами танкеры были почтенного возраста - 55 и 51 год, что также имело серьезное значение.

Российские моряки также говорят, что “Волгонефть” не предназначены для работы в зимнее время. В том числе потому что имеют сварной шов на своих бортах, который не гарантирует целостность конструкции в условиях сильных волновых ударов. Оторванный нос одного корабля и характер повреждений второго подтверждают эту гипотезу.

Ловят птиц и тишину

По уточненным данным, общий объем мазута, который перевозили танкеры, превышает 9 тысяч тонн. Какое количество от этой массы попало в море, российские чиновники говорить отказываются. Так, глава министерства экологии Александр Козлов заявил, что оценивать объем попавшего в море мазута преждевременно. По его мнению, сначала затонувшее судно должны обследовать водолазы, так как часть нефтепродуктов осталось внутри корабля и не исключено их дальнейшее попадание в море. При этом власти также избегают признавать, что не смогли локализовать загрязнение.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, объявивший в регионе чрезвычайную ситуацию, также избегает оценок по объемам и масштабам катастрофы. Вместо этого он рассказывает о том, что власти обзванивают зоопарки, чтобы приютить перепачканных мазутом водоплавающих птиц - чаек и бакланов. Однако, это не более, чем циничная реакция на резонанс в социальных сетях, переполненных видео умирающих в черной жиже пернатых, потому что счет пострадавших птиц явно будет на тысячи и заниматься таким масштабным спасением никто не станет.

Тем временем мазут волнами и течением уже разнесло на десятки километров моря и стало массово выносить на берег от Тамани до Анапы. Официально говорят о 35 километрах “замазученного” побережья. Что примечательно, не имея точных оценок загрязнения, тот же губернатор края выражает уверенность, что до начала курортного сезона выбросы нефтепродуктов будут полностью убраны. Экологи настроены гораздо скептичнее.

Пять лет без рыбы

Все дело в том, что попадая в холодную воду, мазут сворачивается и оседает на дно или опускается на какой-то уровень. И российские экологи, как по методичке твердят, что это хорошо. Но они забывают, что с ростом температуры морской воды меняется ее плотность, мазут снова поднимается, дает масляную пленку, загрязняет акваторию и побережье. Так что собранные по пляжам выбросы точно не гарантируют отсутствие новых в разгар курортного сезона. Причем не только в какой-то Анапе или Сочи, но и на пляжах от Керчи до Феодосии.

Впрочем, отсутствие курортного сезона - явно не единственные ощутимые последствия, которые прогнозируются экологами в результате данной катастрофы. В частности, на долгое время можно будет забыть о промысловом рыболовстве. “Последствия такого разлива, конечно, будут масштабными для всего живого на побережье Краснодарского края, - объясняет биолог, член экологического совета при губернаторе Кубани Вениамин Голубитченко. - Вся пищевая цепочка пострадает от загрязнения моря нефтепродуктами: от планктона до человека”.

“Вся придонная фауна – это питание, например, кефали. И не исключено, что при уловах будущего года рыбаки, поймав кефаль, могут увидеть в ее организме нефть и почувствовать, что рыба пахнет. Скорее всего, так и будет. Только степень может быть большая или небольшая, все зависит от объема загрязнения ", – рассказал представитель крымской организации “Экология и мир” Артем Артов. По его оценкам, для полного восстановления экосистеме потребуется около пяти лет.

Тут стоит отметить, что для восточного Крыма рыбный промысел - это значимая часть экономической деятельности. В Керчи, к примеру, не просто так функционирует отдельно торговый и отдельно рыбный порт. Вокруг вылова рыбы построена сопутствующая инфраструктура - переработка, холодильники, консервация, склады. Минимум на пять лет все это будет если не остановлено, то значительно сокращено в масштабах. Причем, пять лет - это еще вполне оптимистичный прогноз, который может измениться с учетом новых данных по объемам загрязнения.

Самая масштабная в регионе

В отличие от российских представителей власти, экологи уже оценили предварительные масштабы разлива в три тысячи тонн. Соответствующий вывод сделали в Морском гидрофизическом институте РАН в Севастополе, оценив снимки спутникового мониторинга. “К сожалению, танкеры и там, и там повреждены. Примерно по полторы тысячи тонн мазута вытекло из танкеров", - сказал заведующий отделом дистанционных методов исследований Сергей Станичный.

В этой связи известная международная экологическая организация “Гринпис” уже оценила разлив нефтепродуктов, как ситуацию, которая “может стать одной из крупнейших техногенных катастроф в акватории Черного моря”. Об этом заявил глава исследовательских лабораторий Greenpeace Пол Джонсон, добавив, что по его мнению, российские власти не будут принимать меры по уменьшению влияния на окружающую среду и не допустят представителей других стран для объективной оценки ситуации и последствий.

Павел Буранов для INжир media