×
03 октября, 18:13
INжир Медиа

Чемоданная медицина – за что уволили "министра" здравоохранения Крыма и чего ждать от преемника

Игорь Чемоданов
Игорь Чемоданов

За коллапс медицинской системы в Крыму уволен "министр" здравоохранения Игорь Чемоданов, который проработал на этой должности 14 месяцев. Какими решениями и действиями он запомнился, а также какие прогнозы уже сейчас можно строить относительно работы новоназначенного главы ведомства Александра Остапенко  — в этом материале.

Четыре ошибки Чемоданова

С начала сентября мест в больницах полуострова нет. С отрицательным тестом на COVID-19 в стационар не принимают, а с положительным очередь на госпитализацию доходит до недели. С внебольничными пневмониями никуда не берут даже если есть серьезные угрозы здоровью. Скорые не приезжают на вызов по пять-шесть часов, терапевты на дом не приходят. В системе здравоохранения Крыма произошел очевидный коллапс.

Одна из ключевых причин – политика "министерства" здравоохранения, которое, имея в запасе пять месяцев до предсказуемого и спрогнозированного взрыва заболеваемости, так и не предпринимало действенных мер для подготовки к этому процессу. Имея опыт зарубежных стран и сопредельной Москвы, в министерстве не сделали никаких выводов и допустили минимум три крупных просчета, усугубивших ситуацию. 

Или шить, или лечить

В частности, так и не было организовано нормальное обеспечение работников больниц и поликлиник средствами защиты – масками, перчатками, антисептиками (https://crimea.ria.ru/society/20200404/1118132703/Aksenov-poruchil-razobratsya-s-nekhvatkoy-sredstv-zaschity-dlya-medikov.html). Даже в местах работы с коронавирусными больными медработники вынуждены были нарушать регламенты безопасности из-за дефицита защитных костюмов. Как результат – высокий процент заражений среди медицинских работников.

К вопросам обеспечения относится и ситуация с медицинским оборудованием. В феврале этого года, когда ажиотаж вокруг пандемии позволял делать любые заявки на оборудование, в Крыму продолжали ставить ФАПы и закупать передвижные мамографы (https://ru.krymr.com/a/goszakazy-na-postavku-medoborudovaniya-v-krymu/30422679.html). Приобретением компьютерных томографов, столь необходимых для диагностики коронавируса, в крымском минздраве никто не озаботился. Как результат – очереди по семь дней только для того, чтобы диагностировать COVID.    

Без гарантий

Абсолютно никак не были отрегулированы и не закреплены вопросы социальных гарантий тем медработникам, которые заболеют коронавирусом. Напротив, в крымских больницах медиков уверяли – если вы заболеете, то только из-за того, что «подхватили» вирус в транспорте или магазине (https://www.youtube.com/watch?time_continue=42&v=yNXrvvsNVws&feature=emb_logo). А вовсе не потому, что ведете прием разных людей, в том числе с очевидными признаками коронавирусной инфекции.

Более того, отсутствие продуманных гарантий и стремление «сэкономить» на медиках привело к позорной практике, когда врач, который проконтактировал с больными COVIDи обязан пройти самоизоляцию, становился перед выбором – написать заявление об отпуске за свой счет на время самоизоляции или остаться на работе, чтобы не лишиться своей зарплаты. Первые звоночки не заставили себя ждать – очаги заражения в Армянской, Алуштинской, Судакской городских больницах, Ленинской ЦРБ и так далее. В результате – значительное число заболевших медиков (из-за дефицита средств защиты) остаются на работе и заражают просто невероятное число обращающихся к ним пациентов.

Стимулирующие в карман

Еще одной серьезной ошибкой руководства минздрава стало укрепление коррупционной практики «мертвых душ» и получения на них стимулирующих выплат, которые положены реальным медикам. Этой практике много лет, но при Чемоданове несмотря на растущий дефицит медицинских кадров, никаких попыток искоренить положение дел не предпринималось. 

Более того, при наличии так называемых «президентских» субвенций на выплату дополнительных стимулирующих за работу в условиях пандемии, в министерстве поощряли руководителей больниц, которые и эти средства через фиктивных работников отправляло в свои, и надо полагать, министерские карманы. Только в одной Феодосийской городской больнице за один месяц таким образом «растворилось» более 11 миллионов рублей (https://ru.krymr.com/a/feodosia-pir-vo-vremya-korony/30813144.html). Попытка выяснить судьбу денег закончилась увольнением медработников с молчаливого согласия Чемоданова.

Если бы те суммы, которые по коррупционным схемам уходили все это время в карманы чиновников, хотя бы за пару месяцев до прогнозируемой вспышки инфекции стали платить в качестве надбавки работающим медикам, не исключено, что острый дефицит врачей был бы не таким острым (https://www.kommersant.ru/doc/4449253). Да и у приглашаемых из других регионов врачей был бы ощутимый материальный интерес. Вместо этого – заметный рост увольнений врачебного и медсестринского персонала. Лечить крымчан становится просто некому.    

Схемы нет

Наиболее очевидным упущением стал провал в разработке схемы работы при резком увеличении больных короновирусом. Ни врачи больниц, ни бригады скорой помощи, ни терапевты в поликлиниках, ни тем более рядовые граждане до сих пор не знают – кто и что должен делать в ситуациях, связанных с выявлением признаков заболевания. Кто и когда имеет возможность сдавать тесты на короновирус? Где принимают очевидно «положительных», а куда везти тех, кто только на подозрении? К кому должны приходить терапевты, а к кому приезжать неотложка? Кого оставлять на лечении дома, а кого – только в больницу?

Десятки подобных вопросов не имеют ответа и не представлены в одной четкой общей и всем понятной схеме оказания медицинской помощи в условиях вспышки пандемии. И это при том, что у Крыма было почти полгода на подготовку и десятки вариантов удачных схем организации медицинской помощи в соседней РФ. Вместо этого ситуативные и непродуманные решения, которые тянут за собой новые негативные последствия. Как например, решение о переводе Армянской городской больницы в режим госпиталя для больных COVID (https://crimea.mk.ru/social/2020/08/18/v-armyanske-bolnicu-pereoborudovali-pod-gospital-dlya-bolnykh-covid19.html). В итоге все жители города, включая больных коронавирусом, теперь ездят за медицинской помощью в общественном транспорте в другие регионы – Красноперекопск. Раздольное и Симферополь.

То ли еще будет

В такой ситуации увольнение Чемоданова, который безмятежно потратил время на хищение стимулирующих и не подготовил сферу здравоохранения к сложным временам, выглядит оправданным и объяснимым. Однако, назначение на эту должность Александра Остапенко, к сожалению, не оставляет поводов для оптимизма за ближайшее будущее крымской медицины.

 Судя по содержанию «открытого письма», которое в 2017 году работники больницы им. Семашко направляли на имя Аксенова, их главный врач Александр Остапенко не сильно переживал за фонд оплаты труда подчиненных – у них были чрезвычайно низкие по меркам лучший больницы полуострова зарплаты (https://lenta.ru/articles/2017/08/24/bolnichka/).  Зато в туалете административного корпуса провели очередной ремонт с заменой плитки, прослужившей всего полтора года. Вдобавок, судя по тексту обращения, Остапенко периодически страдает алкоголизмом и его приходится выводить из запоев.

Сам Остапенко все это отрицал и называл «заказухой», но не смог внятно пояснить, кому потребовалось его порочить. Также «на счету» Остапенко, в период руководства Республиканской больницей скандал с умершей на морозе беременной женщиной, которой отказали в госпитализации (https://ura.news/news/1052320869). Высказывают медики и сомнения в его деловых качествах, отмечая, что и туберкулезный диспансер и затем РКБ им. Семашко после прихода Остапенко, сильно «похудели» на филиалы и вспомогательные службы, а из-за этого потеряли в статусе и возможностях. Очень сомнительно. Что крымскому здравоохранению в такой сложный период нужен именно такой министр.

Павел Буранов для проекта INжир