“Телефон сразу выключаем!”, - сотрудники оккупационной крымской полиции подводят к автобусу гражданского журналиста “Крымской солидарности” Куламета Ибраимова, который вел стрим-трансляцию массовых задержаний под зданием Киевского районного "суда" в Симферополе.
Как это было, за что задержали больше трех десятков человек и зачем это местным силовикам - читайте в нашем материале.
24 января в Джанкойском районе с раннего утра сотрудники ФСБ провели обыски в домах крымских татар. После обысков шестеро из них были арестованы по подозрению в причастности к организации “Хизб ут-Тахрир”, которая в российском законодательстве признана террористической. На следующий день в Киевском районном суде Симферополя было запланировано рассмотрение вопроса об избрании в отношении задержанных меры пресечения. Суд должен был определить стоит ли оставить задержанных на свободе до конца расследования или заключить под стражу.
Несколько десятков сотрудников полиции появились под судом около семи утра.Чуть позже рядом с судом припарковали два городских автобуса. Это был верный предвестник того, что силовики рассматривают вариант с многочисленными задержаниями людей, которые стали собираться под судом, чтобы попасть на заседание или просто выразить свою поддержку арестованным. Тот факт, что автобусы появились у суда раньше, чем сочуствующие мусульмане, говорит о том, что в полиции заранее спланировали акцию. И это понимание нам еще пригодится. Как и тот факт, что распоряжения о задержаниях отдавали лично два высокопоставленных сотрудника полиции в полковничьих каракулевых папахах.
Когда прямо напротив рекламной вывески “Бесплатные юридические консультации” остановился автозак “Росгвардии”, стало очевидно, что массовых задержаний не миновать - просто так эти “маски-шоу” не приезжают. Надо отметить, что собравшиеся под судом крымские татары, к тому времени стояли небольшими группами по всему скверу и никому не мешали. Так группами их и стали отводить к автобусу, якобы чтобы там проверить их личности. Никакой проверки конечно же не было - когда автобус достаточно наполнился, всех пассажиров повезли в районный отдел полиции, где им предстояло провести бессонную ночь. Потом ситуация повторялась. Всего в автобусах набралось 33 человека, включая четырех журналистов.
Как сообщил спустя девять часов адвокат Эмиль Курбединов, на всех задержанных в полиции были составлены протоколы по статье 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой правонарушением считается “участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах”, но только в том случае, если они при этом нарушали общественный порядок или санитарные нормы, мешали работе объектов жизнеобеспечения, ломали зеленые насаждения либо создавали помехи движению пешеходов и транспорта.
Ни один из задержанных вину не признал. Большинство из них свое нахождение под судом пояснили тем, что являются родственниками или друзьями арестованных. Это подтверждается в том числе пофамильным списком задержанных, среди которых как минимум 5 человек имеют те же фамилии, что у арестованных в Джанкое мусульман. “Люди подали заявление в этот суд о том, чтобы их допустили в качестве слушателей, ожидали на улице решения суда - допустят их или нет. И тут набежали сотрудники”, - сообщил адвокат Эмиль Курбединов.
Каких-то очевидных причин для массовых задержаний действительно не было. Общественный порядок никто не нарушал. Мало того, что люди в большинстве своем собрались верующие, так еще среди задержанных преимущественно оказались люди в зрелом возрасте, на хулиганские выходки не ориентированные. Объектов жизнеобеспечения в сквере под судом тоже не было и мешать их работе люди не могли. Теоретически могли загораживать проход пешеходов и проезд автотранспорта, но на фото и видео, снятых гражданскими журналистами четко видно: проходу пешеходов мешает толпа полицейских и сотрудников “Росгвардии” - редким прохожим приходится протискиваться через них или обходить по газонам.
Что еще из вариантов остается? Ах да - повреждение зеленых насаждений. Но и тут неувязка, если бы 33 человека сломали по одному кусту или дереву, то от сквера под зданием суда ничего бы не осталось. Если кто и пытался что-то сломать, так это силовики, когда задерживали гражданского журналиста Амара Абдулгазиева. К нему при задержании применили физическую силу, а по словам Курбединова, вообще жестоко избили.
Все задержанные, за исключением одного с очень плохим состоянием здоровья, были на следующий день в судах Симферополя признаны виновными в административном правонарушении и арестованы на сроки от 10 до 15 суток. Необоснованная реальными обстоятельствами суровость судебных постановлений становится понятной, если посмотреть на ситуацию в целом и поискать ответ на вопрос о том, для чего силовикам понадобилась эта акция устрашения.
Для этого обратим внимание на следующие факты. Во-первых, несмотря на очевидное отношение уголовного дела в Джанкойском районе к мусульманскому объединению “Хизб ут-Тахрир”, крымский гауляйтер Сергей Аксенов зачем-то заявил про “связь с Украиной”. По уровню абсурдности, конечно, заявление не сильно отличается от других, но ведь зачем-то “первому лицу” Крыма понадобилось сделать именно такой неуместный акцент.
Во-вторых, вернемся к появлению автобусов под судом сильно заранее, чем туда пришли первые из сочувствующих крымских татар. В полиции заранее могли предположить, что по таким делам под судом всегда собирается от 100 до 500 человек, но никак не могли знать - будут они нарушать порядок, ломать зеленые насаждения или мешать проходу пешеходов. А раз автобусы для задержаний подогнали заранее - значит точно планировали, что нарушители сегодня обязательно найдутся. На это указывает и присутствие в рядах силовиков и двух полковничьих папах, которые лично прибыли контролировать операцию.
В-третьих,
подчеркнем, что до этого массовые задержания последний раз фиксировались в
начале февраля прошлого года. А до этого - почти каждый месяц. И тут вдруг
почти на год перерыв. Причина, по которой силовики вдруг “поймали тишину” была
очень простой - пока “спецоперация шла по плану”, как-то не с руки было
привлекать внимание, чтоб никто не подумал, что в прифронтовом тылу какая-то
нестабильность. Но тут по понятным
причинам подкрался разного рода кадровый дефицит поблизости от передовой
- где-то машину с высокопоставленными фэсбешниками взорвали, где-то
полицейского начальника застрелили. На их места нужны новые кадры. И вот чтобы
не искали желающих среди них, крымские силовики и “замутили” эту “акцию
прикрытия”, демонстрируя, что они несут свою службу в непростом месте и
забирать их с этих постов никак сейчас нельзя. А то крымские татары как
соберутся под судом…
P.s. На следующий день после подготовки материала стало известно, что начальник МВД по городу Севастополю назначен на новую должность в новооккупированую россией территорию.
Руслан Сабуров для INжир media